Лимарев В.Н.
Краткая история китайской цивилизации Чжоу.
( факты без комментария)
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Обскурация фаза (Старость).
Первый период – «надлом».
(4 век до н.э.).
Начало 4 века.
Восточное царство Ци.
Восточное царство Ци
находилось у Желтого моря.
Царство Ци провела важные
реформы по управлению государством. Введены территориально-административные
деления, изменена система налогообложения, установлена государственная
монополия на соль и железо.
Получили развития
различные отрасли народного хозяйства: шелководство, рыболовство, добыча
полезных ископаемых и производство железа
и изделий из него.
В это время княжество Сун
было покорено царством Ци.
Начало 4 века.
Могущественное южное царство Чу.
Чу было самое могущественное из семи царств
Поднебесной и имело самую большую территорию. Усилению царства Чу
способствовало проведение реформ против господства родовой аристократии. Земли
Чу были богаты лесами, месторождениями железа, олова, меди и золота. В Чу большое
развитие достигли различные ремесла, по
изготовлению изделий из железа, бронзы, дерева… Царство Чу расширило свою территорию за счет
покорения княжества Лу –родины Конфуция.
Начало 4 века.
Северо-восточное царство Янь.
Это было самое слабое из царств. Она было буферной зоной между цивилизованным
Китае и варварскими племенами, заселявшими Манчжурию и Северную Корею. Царство
находилось в сложных отношениях со своими соседями, отражало вторжение кочевых
племен, и вело постоянную войну с царством Ци, которое стремилась это царство
подчинить.
Начало 4 века.
Западное царство Цинь.
Царство Цинь в начале 4 века было малозаселено, находилось
в борьбе кочевыми племенами,
вторгавшимися с северо-запада, и держало
оборону по отношению к более могущественным царствам Поднебесной. Особое
значение для царства Цинь имела торговля с северными варварскими племенами.
Основными предметами торговли были: железо,
и изделия из железа, соль и шелк. Через Цинь осуществляли торговлю с
северо-западными пленами и другие царства Поднебесной.
361-338 г до н.э.
Сяо-гун правитель в царстве Цинь.
Земли
Циньского княжества, расположенные в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ были очень
плодородны. Правителем Сяо-гуном были проведены ирригационные работы по
осушению болот, что значительно повысило урожайность
полей. Правитель Сяо- гун, чтобы обезопасить царство от нападения других царств
Поднебесной построил в 353 году
оборонительную стену вдоль границы с царством Вэй.
Правитель Сяо-
гун принял предложение сановника Шан Яна о проведении реформы в царстве Цинь.
Реформа началась в 359 г до н.э.
В соответствии
с указов правителя:
Вторая реформа была проведена в 350 г до н.э.
Было введено административное деление на уезды.
Жителям Цинь разрешалось свободно
покупать землю. Была проведена унификация системы мер и весов.
В Цинь была введена новая система рангов, которые
присваивались не на основе наследственного права, а за военные заслуги,
позже, было разрешено приобретение
рангов за деньги.
Реформы послужили мощным толчком в развитии
товарно-денежных отношений, основная масса земледельцев стали мелкими
собственниками, широко стал поменяться труд рабов. Появилось долговое рабство.
350-338 г до н.э.
Начало завоевательной
политики царства Цинь.
Окрепшее
после проведения реформ Шан Яна
княжество Цинь, при правлении Сяо- гуна, начало завоевательную политику. Войска
под управление Шан Яна вторглись на территорию княжества Вэй, и разгромили
армию соседнего княжества. Часть
территории княжества Вэй было присоединено к царству Цинь. Смерть Сяо-гуна
остановила дальнейшую военную экспансию. К власти пришли противники реформ, Шан
Ян был казнен, военные действия прекращены. Но реформы не были отменены.
Конец 4 века.
Философ Чжуан-цзы в царстве
Чу.
Чжуан-цзы (369-286 г до
н.э.) родился в царстве Сун. Чжуан-цзы - самый яркий из даосских мыслителей,
противник конфуцианцев.
Вероятно
после захвата царства Сун, царством Ци, где получила распространение идеология конфуцианства, перебрался в царство
Чу, правитель которого был благосклонен к ученому. Сам он сообщает, что якобы
отказался идти служить (в качестве премьер-министра) к чускому правителю
Вэй-вану (правил 339—329 гг. до н.э.).
Идейное
наследие Чжуан-цзы, заключенное в одноименном трактате: “Чжуан-цзы”.
По
Чжуань-цзы, мир - это некое абсолютное единство. В нем нет четких границ между
вещами, все слито друг с другом, все присутствует во всем. Ничто само по себе
не является ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но все
существует относительно друг друга и в тесной связи друг с другом. Т.о. мир
является единством противоположностей.
Как пишет о своем времени философ Чжуан-цзы (369-286 гг.): “Вооруженные повстанцы, свободно передвигаться по странам, нападали на государства, громили дома, уводили скот и людей”. В это период в государствах все силы были брошены на борьбу с ворами и разбойниками. Государи выдумывали все новые и новые законы – один строже другого, но искоренить разбой и воровство казалось невозможно.
Конец 4 века.
Академия наук в восточном царстве Ци.
В
конце 4 века - начале 3 века до н.э. в царстве Ци, было научным и культурным
центром Поднебесной. Там была создан
научный центр («Академия наук»), где работали известные ученые и
философы того времени. Среди философов выделялся советник правителя Мэн-цзы.
Сюань -
правитель государства Ци, высказал желание покровительствовать наукам. Он
пригласил в свою столицу ученых людей с подвластных ему территорий, около
тысячи человек. Задача перед учеными была заниматься только философскими
вопросами и устраивать философские диспуты.
Мэн-цзы (372-289) - земляк Конфуция (из царства ЛУ) и ученик его внука Цзы Сы. Странствовал и проповедовал в период Чжаньго, служил советником в царстве ЦИ. В своем трактате углубил и развил учение Конфуция в стройную систему взглядов, принятую позднее (почти через 200 лет) в качестве официальной идеологии империи Хань. Гуманизм Мэн-цзы проявился в известном тезисе: «Человек по своей природе добр, а то, что в нем есть злого, - результат потери своих врожденных качеств». (Авторский сайт Виктора Алымова)
302 г до н.э.
Правителем царства Цинь
становится Чжао Сян.
С приходом к
власти в царстве Цинь активного правителя Чжао Сяна (302-251 г до н.э.), начинается возвышение царства
Цинь.
главная