Лимарев В.Н.
Краткая
история китайской цивилизации Хань.
( факты без комментария)
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Фаза Подъем.
(Молодость)
Второй период:
распространители идей.
(5 век до н.э.).
Середина
5 века до н.э.
Экономическое развитие Поднебесной.
В
Китае началось бурное экономическое
развитие. Было налажено массовое
производство изделий из железа и других металлов. Достигло высокого уровня ткачество, особенно
шелкоткацкое, а так же керамическое, деревообделочное, лакопокрасочные производства. Началась
активное строительство судов прибрежными государствами. Сохранилась модель
шестнадцитивесельной лодки. Китайцами в это время был изобретен компас.
Значительные размеры приобрела
работорговля, в основном рабами некитайцами. За рабами отправляли военные
экспедиции на юг Китая на территорию современной провинции Юньнань
на границе с Вьетнам и Лаосом.
Ремесло
и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. В городах, бывших раньше
лишь административными центрами, появились открытые рынки. Впервые
металлические монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене.
Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и
денежного обращения привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже
официально разрешалась купля-продажа земли, и создавались крупные частные
хозяйства, ориентированные на рынок. В результате отдельные ремесленники и
торговцы, которых стояли очень низко на иерархической лестнице, оказались
состоятельными людьми, иногда более состоятельными, чем некоторые представители
знати.
Вторая
половина 5 века до н.э.
Философ
Мо-Ди.
«Мо-цзы (479-400 г до н.э.) - родился в год смерти Конфуция, но по взглядам был радикальнее великого учителя. Об этих взглядах мы знаем из трактата «Мо-цзы», который сложился в кругу его последователей довольно поздно - к началу династии Хань (ок. 200 г. до н.э.). Первоначальный текст утрачен, ибо трактат долгое время был запрещен. Ведь он прямо обличал фатализм конфуцианцев, согласно которому бедность и богатство предопределены судьбой, а господство аристократии дано небом. Но Мо-цзы (Мо-Ди) был идеологом социальных низов (земледельцев, ремесленников, торговцев) и пытался сочетать два разнородных положения: «всеобщую любовь» и «взаимную выгоду». Он считал, что все несчастья и раздоры происходят от нелюбви. Именно любовь друг к другу (независимо от социального происхождения) наиболее выгодна для человеческого рода». (Авторский сайт Виктора Алымова)
Конец
5 века – начало 4 века.
Ослабление власти
чжоуского Сына Неба.
При джоуском правителе
(Сыне Неба) Нань-ване (314-256 г до н.э.) авторитет вана упал. Этому
предшествовали какие-то бурные политические события, о которых историкам известно немного.
В этих событиях участвовало могущественное царство
Цзинь. До начала правления Нань-ване или после того как Нань-ване стал ваном, правитель Цзинь объявил себя
ваном, т.е. Сыном Неба, что привело к смуте.
Бурные процессы, которые происходили в царстве Цзинь и княжестве Чжоу
привели к тому, что царство Цзинь в 403 году до н.э. распалось на три царства: Чжао,
Вэй, Хань. К царству Хань были присоединена значительная часть территории княжества Чжоу (Восточное Чжоу) и княжество Чжэн. Часть княжества Чжоу (Западное Чжоу) было присоеденено в царсву Цинь. Княжество Чжоу продолжало
свое существование в очень урезанном виде, и представляла фактически только
религиозный центр.
После распада могучего царства Цзинь проявители
другие могучих царств Ци, Янь, Чу и
Цинь стали претендовать на роль лидеров
в Поднебесной. Их правители стали так же себя называть ваннами, т.е. Сынами
Неба. В Поднебесной начался период Чжаньго (Воюющих царств).
главная