Лимарев В.Н.
Краткая
история китайской цивилизации Чжоу.
( факты без комментария)
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Акматическая фаза.
(Зрелость).
Четвертый период – «гегемония».
(5 век до н.э.).
Начало 5 века до н.э.
Строительство ирригационных сооружений в Китае.
Железная лопата облегчала строительство больших
каналов, плотин и дамб. Начиная с V в. до н.э., развернулись крупные дренажные
и оросительные работы. Создавались обширные водохранилища. Пропускная
способность водных путей регулировалась шлюзами. В бассейне Хуанхэ и верхней
Янцзы началось расширение обрабатываемых земель и более интенсивное их использование.
Развитие культуры поливного земледелия стало важнейшим фактором прогресса
Китайской цивилизации.
Начало 5 века до н.э.
Военная экспансия княжества У.
В
начале 5 века княжество У, которое находилось на
окраине Поднебесной, у впадения реки Янцзы
в Желтое море продолжило завоевательную политику. Княжество У имело военный флот, который на котором перемещала войска в море и по рекам.
Сначала
княжество У напала на
соседнее княжество Юэ, которое находилось на берегу Восточно-Китайского
моря (к югу от княжества У) и покорило его в 493 г до н.э.
Затем,
чтобы продолжить военную экспансию на север Китая, были мобилизованы хуася
(китайцы) для строительства канала соединяющего реку Янцзы
с рекой Хуанхэ и в 486 г канал
протяженностью 32 км. был
построен. Канал, вероятно, был построен для переброски флота из реки Янцзы в
реку Хуанхэ. (Этот канал существуют по
настоящее время). После этого начался
захват княжеств Лу и Сун и армия У нанесла
поражение армии Ци, княжествам находящихся к северу от реки Хуанхэ. После покорения
этих княжеств в 482 году, княжество У было признано
гегемоном.
482- 472 до н.э.
Княжество У теряет свою гегемонию. Семь
царств в Поднебесной.
Княжество
Юэ восстало против зависимости от княжества У и нанесло поражение его войску,
княжество У исчезло с политической карты Поднебесной. Вновь обрели
независимость княжества Ци, Сун и Чу.
В
это время в Поднебесной
образовалось пять крупных фактически
независимых государств (царств): ЦЗИНЬ, ЦИНЬ, ЧУ,
ЯНЬ, СУН и ЦИ, княжество Юэ и несколько мелких полузависимых княжеств.
Княжество Чжоу, которое находилось в центре Поднебесной, и где жил Сын Неба, имело статус религиозного
центра. Вану по-прежнему оказывали необходимого уважение, но большого
политического веса в Поднебесной он не
имел.
Середина
5 века до н.э.
Экономическое развитие Поднебесной.
В
Китае началось бурное экономическое
развитие. Было налажено массовое
производство изделий из железа и других металлов. Достигло высокого уровня ткачество, особенно
шелкоткацкое, а так же керамическое, деревообделочное, лакопокрасочные производства. Началась
активное строительство судов прибрежными государствами. Сохранилась модель
шестнадцативесельной лодки. Китайцами в это время был изобретен компас.
Значительные размеры приобрела
работорговля, в основном рабами некитайцами. За рабами отправляли военные
экспедиции на юг Китая на территорию современной провинции Юньнань
на границе с Вьетнам и Лаосом.
Ремесло
и торговля стали чрезвычайно прибыльными занятиями. В городах, бывших раньше
лишь административными центрами, появились открытые рынки. Впервые
металлические монеты получили признание как всеобщий эквивалент при обмене.
Между царствами были установлены таможенные границы. Появление денег и
денежного обращения привело к развитию ростовщичества. В некоторых царствах уже
официально разрешалась купля-продажа земли, и создавались крупные частные
хозяйства, ориентированные на рынок. В результате отдельные ремесленники и
торговцы, которых стояли очень низко на иерархической лестнице, оказались
состоятельными людьми, иногда более состоятельными, чем некоторые представители
знати.
Вторая
половина 5 века до н.э.
Философ
Мо-Ди.
«Мо-цзы (479-400 г до н.э.) - родился в год смерти Конфуция, но по взглядам был радикальнее великого учителя. Об этих взглядах мы знаем из трактата «Мо-цзы», который сложился в кругу его последователей довольно поздно - к началу династии Хань (ок. 200 г. до н.э.). Первоначальный текст утрачен, ибо трактат долгое время был запрещен. Ведь он прямо обличал фатализм конфуцианцев, согласно которому бедность и богатство предопределены судьбой, а господство аристократии дано небом. Но Мо-цзы (Мо-Ди) был идеологом социальных низов (земледельцев, ремесленников, торговцев) и пытался сочетать два разнородных положения: «всеобщую любовь» и «взаимную выгоду». Он считал, что все несчастья и раздоры происходят от нелюбви. Именно любовь друг к другу (независимо от социального происхождения) наиболее выгодна для человеческого рода». (Авторский сайт Виктора Алымова)
Конец
5 века – начало 4 века.
Ослабление власти
чжоуского Сына Неба.
При джоуском правителе
(Сыне Неба) Нань-ване (314-256 г до н.э.) авторитет вана упал. Этому
предшествовали какие-то бурные политические события, о которых историкам известно немного.
В этих событиях участвовало могущественное царство
Цзинь. До начала правления Нань-ване или после того как Нань-ване стал ваном, правитель Цзинь объявил себя
ваном, т.е. Сыном Неба, что привело к смуте.
Бурные процессы, которые происходили в царстве Цзинь и княжестве Чжоу
привели к тому, что царство Цзинь в 403 году до н.э. распалось на три царства: Чжао,
Вэй, Хань. К царству Хань были присоединена значительная часть территории княжества Чжоу (Восточное Чжоу) и княжество Чжэн. Часть княжества Чжоу (Западное Чжоу) было присоединено к царству Цинь. Княжество Чжоу продолжало
свое существование в очень урезанном виде, и представляло фактически только
религиозный центр.
После распада могучего царства Цзинь проявители
других могучих царств Ци, Янь, Чу и
Цинь стали претендовать на роль лидеров
в Поднебесной. Их правители стали так же себя называть ванами, т.е. "Сынами
Неба". В Поднебесной начался период Чжаньго (Воюющих царств).
главная