Лимарев В.Н.
Краткая
история китайской цивилизации Хань.
( факты без комментария)
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Предыстория: Акматическая фаза цивилизации Чжоу.
(7 век до н.э.).
Начало 7 в. до н.э.
Китайцы и варвары.
В начале 7 века варварские племена
ди стали совершать набеги на владения чжухоу
(Восточное Чжоу) к северу от реки Хуанхэ, опустошая земли на левом
берегу Хуанхэ в его среднем течении. К этому времени китайцы стали себя ощущать
как единый народ и стали называть себя хуася (чжуся), противопоставляя себя
варварам. Варварами для них были племена
ди, жуны…
7 в. до н.э.
Китайские семьи.
С ослабление централизованной
власти, власти вана в Восточном Чжоу, опорой которой была родоплеменная знать,
начался распад родоплеменных отношений. В Китае основной (элементарной) ячейкой
стала семья. Влияние семьи было тем больше, чем больше она имело
богатства и, в первую очередь, чем
больше было земли в её владении.
Влиятельными главами семейств
становились главы родов, аристократы, получившие земли от вана, разбогатевшие
купцы, богатые промышленники. 7 век –
время бурных процессов в Китае, отдельные семьи находились между собой в
вооруженной борьбе за передел Китая,
становясь во главе новых образований, княжеств. В это время к верховному
правителю вану обращались, то одни главы семейств, то
другие за поддержкой, и ван, как верховный судья, принимал ту или иную сторону
в споре, но слово ванна не было решающем, в большинстве случаев споры решали
вооруженном путем.
7 в. до н.э.
Книга перемен.
Основной тест "Книги перемен" - первоначально гадательный, а впоследствии и философский текст, сложился из материала земледельческого фольклора на территории княжеств Цзинь и Цинь.
7 в. до н.э.
Княжества в Китае.
Восточное Чжоу фактически распалось
на удельные княжества. Княжества возникали, вступали между собой в конфликт,
поглощались более сильными. Точно
определить, сколько было в это время в Китае княжеств, не представляется
возможным. Считается, что в это время в
Китае было 150 -200 враждующих между собой княжеств.
Господствующее положение заняли пять
наиболее крупных царств - пяти гегемонов.
Гегемонами были Цинь, Цзинь, Ци, Чу и Юэ.
Княжества второй и третьей величины
имели право участвовать в союзах, которые создавали гегемоны. Мелкие княжества
выполняли роль вассалов княжеств всех трех величин. В их обязанности входило
неоднократное подношение даров гегемонам. Как сообщают источники, порой дары
были столь огромны, что умещались в 100 и более телег. Если дары не впечатляли
и не удовлетворяли требованиям гегемона, то дарящего ждал карательный поход. В
ходе таких походов засыпались колодцы, уничтожались поля и леса, лошади
угонялись, а население пленилось и превращалось в рабов.
685 -643 г до н.э.
Правление Хуань-гун в восточном княжестве Ци.
Восточное
княжество Ци при правлении Хуань-гуна усилилось благодаря проведению
военно-административной реформы.
Была уничтожена система
общественных полей, установлен земельный налог, размер которого взыскивался в
зависимости от плодородия почвы. Была введена государственная монополия на
железо и соль.
Княжество было поделено на 21 область, и создан административный аппарат по их
управлению. Торговцы и ремесленники были освобождены от воинской повинности, и
каждый обязан был заниматься исключительно своим делом. Была реорганизована
армия. На период войны в войско призывались крестьяне и служилые люди.
В царстве проводились
мероприятия по поощрению торговли, власть регулировала уровень
цен на товары, была начата
чеканка монет.
675 -651 г до н.э.
Северное княжество Цзинь
при правлении Сянь-гуна
Северное
княжество Цзинь постоянно подвергалась нападению с севера племени ди.
При
правлении Сянь-гуна (675-651) удалось создать армию способную противостоять
натиску кочевников. Княжество Цзинь укрепилось, и значительно расширила свою
территорию. Столицей был город Цзи (совр.
Пекин).
651- 636 г до
н.э.
Междоусобица в княжестве
Цзинь.
Еще при жизни правителя Сянь-гуна
началась борьба за власть между его сыновьями. В борьбе принимали участие и
кочевые племена ди, союз с которыми Вэнь-гуна, одного из сыновей Сянь-гуна от
брака с варваркой, и решил исход борьбы. Во время междоусобицы Вэнь-гун бежал к
кочевникам. Опираясь на кочевников, Вань-гун захватил власть в царстве Цзинь в
636 году до н.э.
650 -643 г до н.э.
Восточное княжество Ци - гегемон.
На
съезде глав влиятельных семейств
(княжеств) в 650 году официально гегемоном был провозглашен
правитель княжества Ци князь Хуань-гун (685-643). Гегемоном
княжество Ци было до смерти Хуань-гуна в
643 г до н.э. Княжество Ци было гегемоном, при формальном признании верховной
власти Чжоу.
643 -636 г до н.э.
Гегемония южного княжества Чу.
После смерти правителя княжества Ци, князь Хуань-гун, началась в княжестве борьба
за престол. Этим воспользовалось княжество Чу, установив свою гегемонию.
636 -632 г до н.э.
Борьба за гегемонию княжества Цзинь.
При правлении Вань-гуна (636-628 г
до н.э.) княжество Цзинь достигло наивысшего могущества.
Западное княжество Цинь, в это время,
сумело утвердиться, изгнав вторгшиеся с запада племена жунди.
Оба княжества объединились в борьбе
против гегемонии княжества Чу. В 632 году
гегемоном в Китае стало княжество Цзинь.
613 г до н.э.
Южное княжество Чу не признает верховную власть Чжоу.
Борьба за гегемонию среди хуася (китайцев) происходила
при «уважении» к чжоускому Сыну Неба, который считался ваном – правителем всех
китайцев.
Чуйский правитель Чжуан-ван (613-591) объявил себя ваном (Сыном Неба) не признающим верховное главенство
чжоуского вана. Это обострило борьбу между Чу
и гегемоном - княжеством Цзинь.
Борьба против княжества Чу стала вестись под лозунгом: «вернуть уважение
Сыну Неба», т.е. чжоускому правителю.
главная