Краткая история китайской цивилизации Хань. 3 век до н.э.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Хань.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Фаза Подъем (молодость).

    Четвертый период – «силовые действия».

     (3 век до н.э.).

    Бронзовая погребальная колесница. Захоронение Цинь Шихуанди.

  • Силовые действия. (4 век от начала этнич. истории)
  • Древний Китай (5-3 век до н.э.) (карта).
  • Китай 5-3 в до н.э.(карта)
  • Начало 3 века.

    Вырезать город.

    С приходом к власти в царстве  Цинь  активного правителя Чжао Сяна (302-251)   в государстве опять наведен  жесткий порядок.  Растет население и возникает необходимость в военной экспансии.  Царство Цинь, продвигаясь на юг, захватывает царство Шу и Ба, жители этих районов или обращаются в рабство или уничтожаются, появляется даже такой термин: «вырезать город», т.е.  вырезать город и заселить  циньсцами.  Постоянному нападению подвигается и царство Вэй, постепенно захватывая земли царства  Вэй, циньсцы заселяю своими единоплеменниками все западное побережье реки Хуанхэ. И река Хуанхэ становится пограничной рекой между Цинь и другими китайскими государствами.

  • Вырезать город.

  • Китайские государства образуют оборонительный союз против Цинь, но действия его не очень эффективно, так как каждое государство пытается обезопасить только самого себя.

    Уставший путник. Кит. живопись.

    Первая половина 3 века до н.э.

     

    Философ СЮНЬ-ЦЗЫ глава академии в царстве Ци.

    В первой половине 3 века до н.э. Сюнь-Цзы был самым авторитетным ученым в Поднебесной.

    Стрелок из арбалета в Китае. 3 в до н.э.

    Принадлежал к конфуцианской школе, однако его взгляды испытали сильное влияние философии даосизма, легизма и моизма.

    Посетил царства Цинь, Ци и Чу по приглашению их правителей, беседовал с ними о принципах управления государством.

    Философ решительно отвергал обожествление Неба и веру в духов предков, объясняя эту веру зависимостью человеческого восприятия от эмоционального состояния.
    Политические взгляды Сюнь-Цзы испытали сильное влияние идей легизма: он считал, что ритуал применим лишь в отношениях между «управляющими» слоями, простыми же людьми нужно управлять с помощью закона.

    В основе его учения лежит тезис, что «человек по своей природе зол», а добродетельным он становится в результате практической  деятельности. Под влиянием моистов и законников Сюнь-Цзы. ввел в свое учение и концепцию привлечения людей на государственную службу независимо от их социального положения.
    Его взгляды способствовали  созданию идеологической базы Империи Цинь.

    288 г. до н.э.

    "Восточная" и "Западная" империи.

    Правители Цинь и Ци договорились о разделе сфер влияния. По договору они Поднебесную поделили: правитель Цинь в своей части Поднебесной должен был стать «Восточным императором». Правитель Ци –Западным императором . Но этому не суждено было осуществится, так как Янь, Чу и другие царства не покорились.

    288 г. до н.э.

    Война Цинь против царства Чу.

    В 278 г до н.э. Цинь проводит успешную военную экспедицию против царства Чу. Армия Чу потерпела поражение, столица царства Ин была захвачена противником. Но Цинь не удалось закрепиться на завоеванных территориях.

    260 г. до н.э.

    Ковалерист и лошадь  Китае. 3 в до н.э. Гробница Цинь Шихуанди

    Победа Цинь над армией Чжао.

    Между войсками Цинь и армией союзников состоялась грандиозная битва в 260 г до н. на территории государства Чжао. Согласно летописям Цинь, они победили, уничтожив 450 тысяч воинов соперников, захваченные войны соперников были все казнены.

    256 г до н.э.

    Канал Чэньго. Китай. 3 в до н.э. Карта

    Цинь уничтожает религиозный центр хуася – княжество Чжоу.

    В 256 году войска Цинь напали на царство Хань, одержав победу, захватили и разрушили религиозный цент хуася (китайцев) – крошечное княжество Чжоу.  Династия Чжоу была уничтожена, что так же ознаменовало конец Восточного Чжоу.

    246 г до н.э.

    Закончено строительство канала Чэньго.

    Канал Чэньго соединил реки Цзинхэ и Лохэ  в царстве Цинь, что позволило оросить неплодородные земли и значительно увеличить сбор урожая в царстве.

    Сеялка применялась в Китае с 3 века до н.э.

    246 г до н.э.

    Философ. Кит. живопись

    Ин Чжэн (Цинь Шихуанди) становится правителем царства Цинь.

    Цинь Цихуанди взошел на трон в возрасте 13 лет в 246 г до н.э. после смерти своего отца Чжуан Сянвана.  До 238 г. Чжэн считался несовершеннолетним, а всеми делами заведовал Люй Бувэй как регент и первый министр.

  • Образование империи Цинь.
  • Середина 3 в.  до н.э.

    Законник  Хань Фэй-цзы  (280-233 г н.э.)

    Ученик СЮНЬ-ЦЗЫ философ Хань Фэйцзы придерживался более радикальных взглядов, чем его учитель.  Согласно его утверждению, не этические законы данные Небом, не природа человека, изначально добрая, не мораль служит основанием управления, а, напротив сама мораль зависит от закона «Фа», по которому следует отличать добро и зло. Он говори об изначальной злой природе человека.

    Хань Фэй-цзы опорой государства считает земледельцев и войнов, а ученых, торговцев, ремесленников, бродячий люд называет паразитами.

    Он дает рекомендации по управлению государством: не уступать власть другим; заставлять людей следить за настроением друг друга; быть скрытным, не разоблачать себя; считать все людей дурными, не считаться ни с какими моральными ценностями; поощрять политику одурманивания народа; в наказаниях проявлять непреклонность и строгость, в поощрениях – умеренность и осторожность, при необходимости быть неразборчивым в средствах.

    246-230 г до н.э.

    Ин Чжэн (Цинь Шихуанди)  попадает под влияние  философа Ли Сы.

    Философ Ли –Сы, ученик законника  Хань Фэй-цзы, прибыв ко двору  молодого правителя Цинь  (Чжэн) Шихуанди, был принят и  стал наставником молодого правителя. Он предложил, опираясь на учение законника Хань Фэй-цзы, завоевать всю Поднебесную и, став императором, править в соответствии с законами легистов. Ли Сы позже был назначен министром юстиции.

    Император Цинь (Чжэн) Шихуанди

    241 г до н.э.

    Союз царств против Цинь.

    В 241 г до н.э. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили союз против Цинь. В кровопролитной войне объединенные войска потерпели поражение.

    238 г до н.э.

    Правитель Ин Чжэн ( Цинь Шихуанди) берет власть в свои руки.

    Ин Чжэн ( Цинь Шихуанди) обвиняет Люй Бувэй в интимной связи со своей матерью, первый министр и его окружение подвергается репрессиям.

    230-221 г. до н.э.

    Доспехи китайского война. Китай. 3 в до н.э.

    Ин Чжэн ( Цинь Шихуанди)    завоевывает все царства Поднебесной.

    Ин Чжэн ( Цинь Шихуанди)     подготовил войска к войне и, с захваченного ранее  княжества Чжоу, начал свой завоевательный поход.

    Кувшин. Древний Южный Китай.(Гуанчжоу) Фото Лимарева В.Н.

    Царство Хань пало в 230 году до н.э., 228 году  пало царство Чжао, в 225 году царство  Вэй,  в223 – царство Чу. Государство Янь на северо-востоке было захвачено следующим в 222 году. В 221 г до н.э. армия Цинь покорила Ци.

    По совету Ли Сы император Цинь Шихуанди  разделил империю на 36 областей, в каждой из которых был назначен губернатор, военный комендант  и имперский инспектор, которые должны были контролировать друг друга. Император приказал разрушить все стены, служащие защитой горожан и разделяющих границы прежних государств и приказал конфисковать все оружие, имеющееся у населения. По приказу Цинь Шихуанди все жители Поднебесной стали называться "черноголовые" - хэшоу.

    Все чиновники должны были руководствоваться твердо установленным единым законом. Для наблюдения за действиями государственного аппарата назначались особые чиновники -контролеры, которые рассылались по всей империи и подчинялись непосредственно Цинь Шихуанди. Прежняя местная аристократия была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников.

    221 г до н.э.

    Ин Чжэн становится хуанди - первым императором империи Цинь.

    В 221 г до н.э. правитель Ин Чжэн принял титул хуанди - император империи Цинь, и стал называться Цинь Ши-хуанди. Принимая титул императора, Ин Чжэн торжественно объявил: «Потомки же наши будут именоваться, согласно порядка наследования: Эрши («Второй»), Саньши («Третий») и так вплоть до десятков тысяч поколений и править бесконечно».

    Ткань шелкового платья. Китай. 3 в до н.э.

    221-207 г н.э.

    Поход войск Цинь против южных царств.

    На Юге Китая существовали царства, которые не входили в Поднебесную. Это древневьетнамское царство Аулах, и другие независимые царства объеденные общим названием Юэ (Вьет). Эти царства занимали обширные территории и жили там племена, которые китайцы относили к варварам, т.е. там жили не хуася. Император Цинь Цихуанди, после создания империи, совершает поход против этих царств. Император, в результате кровопролитной борьбы, победил царство Аулах и включил в состав своей империю. Часть южных территорий не было покорено императором . Борьба с южными племенами продолжалась вплоть до крушения империи Цинь.

    221- 220 г. до н.э.

    Цинь Шихуанди наносит поражение хуннам.

    Сразу после полного покорения Поднебесной император  Цинь Шихуанди, реорганизовал армию, создав конную армию для войны с кочевниками, он выступил против хуннов. Военачальник Мын Тян  вытеснил хуннов с территории Поднебесной  и установил границу империи  по реке Хуанхэ на севере.

    221- 220 г. до н.э.

    Строительство Великой Китайской стены.

    Чтобы обезопасить империю от набегов кочевников, мобилизовав ресурсы Поднебесной, император Цинь Шихуанди   сразу после изгнания кочевников хуннов, приступил к организации строительства стены вдоль северных границ Китая. Внутренние же стены в Поднебесной построенные ранее между царствами разрушались. К постройке стены были привлечены порядка 2 миллионов человек, непосредственно на возведении стены трудились одновременно 300 тысяч человек. Общая длина стены  равнялась порядка  4 тыс. километров. На всем её протяжении через 60-100 метров были сооружены башни. Высота стены достигала 10 метров.

    Масштабное строительство достигалось тем, что налоги в империи возрасти в  двадцать раз, а военная повинность в тридцать раз.

    Император Цинь Шихуанди

    220- 207г. до н.э.

    Преобразования в империи Цинь.

    Для того чтобы связать столицу со всеми областями государства, Цинь Шихуанди  приказал  сооружать дороги и транспортные каналы.

    Была введена единая  мера веса, длины и емкости, проведена денежная реформа, установившая единую монету.  С этого времени жемчуг, яшма, черепаховые щитки, раковины каури, серебро и олово  перестали употребляться в качестве денег, в качестве денег стали использоваться только золотые слитки  и медная монета.

    По приказу Цинь Шихуанди установлено было единообразное для всей империи письмо... Это циньское письмо послужило основой современной письменности.

    Была узаконена  свободная продажа  земли, началось обогащение имущественной знати. Это привело к разорению общинников. Окончательно разорившиеся продавали свои земли и, оставшись без средств к существованию, вынуждены были продавать в рабство и самих себя. Работорговля получила  в это время столь широкое распространение: торговали рабами, как частные лица, так и государство, рабов продавали вместе с коровами и лошадьми в одном загоне. Людей стали похищать и продавать в рабство.

    220- 207г. до н.э.

    Строительства столицы империи Цинь, города Сяньян.

    Столицей империи стал город Сяньян (в провинции Шэньси). Для строительства столицы  использовалдось все самое редкое и ценное в империи: драгоценные камни, металлы, редкие породы деревьев… Дворец императора сооружали 700 тысяч рабов.  Центральный зал дворца мог вмещять  десять тысяч человек.

    Парк и дворец превосходил роскошье все, что было создано ранее. Затем началось строительство  резеденций императора по всей империи. Всего при Цинь Шихуанди было построено более 700 императорских дворцов.

    213 до н.э.

    Аристократия выступает против реформ власти Цинь Шихуанди.

    Со стороны аристократических семей и отпрысков бывших царских родов реформы Цинь Шихунди вызывали недовольство. Выразители этих настроений стали конфуцианцы  Они открыто осуждали действия властей. В 213 году выступил  известный философ Ли Сы с осуждение конфуциацев. Он обвинил конфуцианцев в том, что они  рассуждают о древности, чтобы порочить современность. По приказанию императора в 213 году  до н.э. все конфуцианские книги, а так же «песни и предания и изречения всех учителей» подлежали немедленному уничтожению, запрещались под страхом смерти  любые дискуссии и споры.  Выслуживаясь перед императором,  чиновники топили ученых-конфуцианцев в нужниках. 460 видных конфуцианцев были казнены, остальные были направлены на строительство Великой китайской стены.

    Джоуская КНИГА ПЕРЕМЕН.

    210 до н.э.

    Смерть императора Цинь Шихуанди.

    В возрасти 48 лет Цинь Шихуанди скоропостижно скончался.

    Его приемником стал сын Ху Хай  (император Эрши  хуанди) в возрасте 21 год.

    Смерть Цинь Шихуанди наступила во время поездки по стране (по приданию в поисках эликсира бессмертия), его сопровождал младший сын Ху Хай вместе с начальником канцелярии евнухом Чжао Гао  и главным советником Ли Сы. Которые, по легенде, вступили в сговор, скрыли смерть императора,  сфабриковали от имени императора письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший — Ху Хай.

    В этом же письме содержался приказ о «даровании почётной смерти» старшему сыну Фу Су и военачальнику Мэн Тяню. Фактически империей стал управлять евнух Чжао Гао. 

    Для захоронения императора была создана уникальная гробница.

    Для охраны покоя умершего императора была создана терракотовая армия - 8000 тысяч воинов в натуральную величину. Эту терракотовую (керамическую) армию, вероятно, начали изготавливать ещё при жизни императора, так как на изготовление 8 тысяч воинов требовался труд огромного числа людей. Похоронили императора в гробнице, защищенной терракотовой армией, насыпав курганом высотой 76 метров. В самой гробнице был мавзолей, потолок которого украшали драгоценные камни, воспроизводящие рисунок созвездий, на полу была миниатюрная модель империи с горами, долинами, а так же реками и озерами из ртути. В центре ртутного озера саркофаг  с телом императора, рядом саркофаги бездетных наложниц, принесенных в жертву…

    210-207  до н.э.

    Теракотовая армия в захоронении императора Цинь Шихуанди.

    Правление императора Эрши хуанди.

    Будучи марионеткой в руках евнуха Чжао Гао, император Ху Хай проявил себя как непоследовательный, капризный и жестокий правитель. Вступив на трон, он предпринял инспекцию губернаторов областей, и казнил многих из них. В результате интриг он казнил высших министров, включая советника Ли Сы.

    Чжао Гао уговорил императора не принимать чиновников, после чего стал нередко решать многие вопросы от его имени самолично.

    209-207  до н.э.

    Конец империи Цинь.

    Концы церепицы. С  захоронения Цинь Шихуанди.

    Чень-Шэн и У-Гуан осенью 209 г до н.э, вместе с большой группой людей из числа беднейшего населения направлялись к северной границы для отбывания воинской повинности. Дорогу была трудна, во время перемещения была гроза с противным дождем  и колонна не смогла прибыть к месту назначения в положенный срок, по цинским законам это каралось смертью. Чэнь Шэн уговорил своих товарищей бежать. Они убили начальника партии и подняли восстание. Оно быстро распространилось на значительную территорию.

    Восстание всколыхнуло всю страну, и новые отряды создавались, и новые лидеры вели людей на схватку с регулярной армией, армия стала переходить на сторону восставших. 

    Образовалось шесть центров восстания, вожди восставших объявили себя императорами.

     В начале войскам мятежников противостоял полководец Чжан Хань, который поочерёдно нанёс поражения восставшим и казнил их руководителей.

    Лица солдат из терракотовой армии захоронения Цинь Шихуанди.

    На территории бывшего царства Чу, после победы восставших, правителем стал Хуай-ван. Руководителем восками повстанцев были Пэй-гун, другое имя Лю Бан (будущий император Гау Цзу) и Сяо-Юй.

    Женщина из терракотовой армии императора Цинь Шихуанди.  Китай. 3 в до н.э.

    Войска Чу разгромили императорскую армию руководимую полководцем Чжан Хань.

    Проиграв сражение воскам Чу, полководец Чжан Хань,  опасаясь гнева императора, сдался победителям,  циньская армия была деморализована.

    Штурмуя города, Лю Бан обещал жителям сохранять жизни, а чиновникам — должности. В результате города один за другим стали сдаваться повстанческой армии, и правитель  Чу поручил ему взять столицу империи  Сяньян

    В этой сложной обстановке  евнух Чжао Гао решил убрать императора, его люди ворвались в покои императора Эрши Хуанди, которого заставили покончить собой, на его место   был поставлен Цзыин, племянник Эрши Хуанди.

    В декабре 207 г до н.э.  последний циньский император Цзыин сдался Лю Бану, и в январе 206  г до н.э. Лю Бан вошёл в столицу Сяньян.

    206 до н.э.

    Сян Юя – правитель в Поднебесной.

    Узнав о взятии стролицы и гуманном обращени с жителями, полководец Сян Юя двинул свои войска превосходящие армию Лю Бана на город Сяньян.  Сян Юя  занял столицу, казнил императора и расправился с жителями, разграбил казну и уничтожил город и захоронения Цинь Шихуана. Во время захвата столицы восставшие сожгли те книги, которые были в императорских архивах.

    Чуский Хцуай- ван получил титул императора И-ди, но реальная власть была в руках Сян Юя, по его приказу  И-ди  выслали  и умертвили.

    Китайский арбалет 3 века до н.э.

    Сян Юя провозгласил себя ваном –гегемоном.  Себя он именовал «Верховный правитель Западного Чу».

     

    Сян Юя разделил Китай на 19 территорий и посадил там ванов, Лю Бан получил титул Хань-вана и княжество Ханьчжун, (территорию провинции Сычуань и юга Шэньси), вместо обещанной центральной территории Цинь.

    Недовольный  Лю Бан  сразу стал готовиться к войне с Сян Юя.

    Есть сведения, что  в 206 году он объявил себя императором.

    206 -202 до н.э.

    Смутное время в Поднебесной.

    Сразу же после утверждения у власти Сян Юя в государсве началась междусобная война между удельными княжествами. Сян Юю приходилось умерять то одного, то другого вана.

    Сян Юю пришлось вести борьбу на два фронта, поочерёдно усмиряя  Лю Бена и других восставших ванов.  Сначала успех сопутствовал  Сян Юю, ему удавалось нанести поражение войскам  Лю Бан и войскам других ванов.  Но у Лю Бана становилось все больше и больше сторонников, т.к. Сян Юй   жестоко расправлялся с взятыми в плен войнами и мирным населением, тех городов, которые  оказывали сопротивление, а Лю Бена уважительно относился к местной аристократии и строго карал за мародерство.

    Однажды после разгрома от войска Сян Юя, семья  Лю Бана:  его отец, жена и дети попали в плен к Сян Юю, но дипломатическим путём ему удалось вызволить семью из плена.

    202 до н.э.

    Лю Бан становится императором Хань Гау Цзу.

    Император Хань Гау Цзу

    В 202 г до н.э. Лю Бан одержал окончательную победу в битве при Гайся, и провозгласил себя императором Хань Гау Цзу (великий предок Хань) новой династии Хань.  Столицу он перенёс в Чаньань  (современный Сиань)  в незначительном отдалении от прежней циньской столицы Сяньян.  Император существенно понизил налоги и стал заботиться о развитии сельского хозяйства. Однако он ввёл большие налоги на торговлю и стал ограничивать купечество.

     Купцы и ростовщики, опора Цинской империи, были отстранены от государева двора. Им стали запрещать одеваться в шелковые одежды, носить оружие, ездить на колесницах и верхом на лошади. Ученых –конфуцианцев  малограмотный Гау Цзу, так же не приближал ко двору, закон  о преследовании конфуцианцев не был  сразу отменен. Старая родовая знать была приближена к императору, их привилегии их были восстановлены. Аристократы стали придерживаться ритуалов, расписанных Конфуцием. Под их влиянием был отменен указ о запрете конфуцианства. Книги Конфуция были восстановлены по памяти.

    200 до н.э.

    Завершение объеденения Поднебесной.

    В 200 г до н.э. объеденение Поднебесной было в основном завершено, и император  Хань Гау Цзу двинул свои войска на  северные кочевые племена сюнну, но потерпел поражении и заключил с кочевниками  унизительный мир ( «союз мира и родства»), по миру, выплатил кочевникам определенную дань.

  • Вождь племенного союза хуннов Модэ, конец 3 века до н.э.

  • Конец 3 века.

    Образования царства Намвьет (Наньюэ).

    После развала империи Цинь в 207 году, на юге Китая и территории Северного Вьетнама образовались несколько самостоятельных царств, крупнейшим из них было царство Намвьет, включившее в себя царство Аулах, царство занимало северо-восточную часть Индокитайского полуострова. В царстве утвердилась южнокитайская династия Чиеу.

    Беременная из терракотовой армии императора Цинь Шихуанди и современная китаянка.

  • главная