Лимарев В.Н.
Краткая история китайской цивилизации Тан.
(факты без комментария)
(Этническая история в хронологическом порядке.)
ПРЕДЫСТОРИЯ.
Истоки даосской философии.
Первая половина 6
века.
Философ
Лао –Цзы.
В
соответствии с китайскими
источниками, в начале 6 века жил легендарный китайский философ,
основоположник даосизма Лао-Цзы.
О жизни
Лао-Цзы почти ничего неизвестно,
исследователи пытаются написать его биографию, черпая сведения из
предписываемых его авторству книг.
Считается,
что Лао-Цзы был автором "Лао-Цзы"
или "Дао де цзин" ("Классический путь и его сила").
Согласно
легенде.
Лао-Цзы был
уроженцем селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу. Его имя было Эр,
второе имя — Дань, фамилия — Ли. Он в
царстве Чжоу заведовал книгохранилищем.
Вторая
половина 5 века до н.э.
Философ
Мо-Ди.
«Мо-цзы (479-400 г до н.э.) - родился в год смерти Конфуция, но по взглядам был радикальнее великого учителя. Об этих взглядах мы знаем из трактата «Мо-цзы», который сложился в кругу его последователей довольно поздно - к началу династии Хань (ок. 200 г. до н.э.). Первоначальный текст утрачен, ибо трактат долгое время был запрещен. Ведь он прямо обличал фатализм конфуцианцев, согласно которому бедность и богатство предопределены судьбой, а господство аристократии дано небом. Но Мо-цзы (Мо-Ди) был идеологом социальных низов (земледельцев, ремесленников, торговцев) и пытался сочетать два разнородных положения: «всеобщую любовь» и «взаимную выгоду». Он считал, что все несчастья и раздоры происходят от нелюбви. Именно любовь друг к другу (независимо от социального происхождения) наиболее выгодна для человеческого рода». (Авторский сайт Виктора Алымова)
Конец 4 века.
Философ Чжуан-цзы в царстве
Чу.
Чжуан-цзы (369-286 г до
н.э.) родился в царстве Сун. Чжуан-цзы - самый яркий из даосских мыслителей,
противник конфуцианцев.
Вероятно
после захвата царства Сун, царством Ци, где получила распространение идеология конфуцианства, перебрался в царство
Чу, правитель которого был благосклонен к ученому. Сам он сообщает, что якобы
отказался идти служить (в качестве премьер-министра) к чускому правителю
Вэй-вану (правил 339—329 гг. до н.э.).
Идейное
наследие Чжуан-цзы, заключенное в одноименном трактате: “Чжуан-цзы”.
По
Чжуань-цзы, мир - это некое абсолютное единство. В нем нет четких границ между
вещами, все слито друг с другом, все присутствует во всем. Ничто само по себе
не является ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но все
существует относительно друг друга и в тесной связи друг с другом. Т.о. мир
является единством противоположностей.
ЧЖУАН-ЦЗЫ— в своем философском трактате детализирует и совершенствует философию дао, модель даосского философского мышления спроецированного на космос. Эта модель состоит из небесного круга и земного квадрата, соединенных мировой осью дао. Совершенномудрый человек располагается в центре оси дао и следит: соответствует ли протекание земных процессов закону дао.
Конец 4 века.
Академия наук в восточном царстве Ци.
В
конце 4 века - начале 3 века до н.э. в царстве Ци, было научным и культурным
центром Поднебесной. Там была создан
научный центр («Академия наук»), где работали известные ученые и
философы того времени. Среди философов выделялся советник правителя Мэн-цзы.
Сюань -
правитель государства Ци, высказал желание покровительствовать наукам. Он
пригласил в свою столицу ученых людей с подвластных ему территорий, около
тысячи человек. Задача перед учеными была заниматься только философскими
вопросами и устраивать философские диспуты.
Мэн-цзы (372-289) - земляк Конфуция (из царства ЛУ) и ученик его внука Цзы Сы. Странствовал и проповедовал в период Чжаньго, служил советником в царстве ЦИ. В своем трактате углубил и развил учение Конфуция в стройную систему взглядов, принятую позднее (почти через 200 лет) в качестве официальной идеологии империи Хань. Гуманизм Мэн-цзы проявился в известном тезисе: «Человек по своей природе добр, а то, что в нем есть злого, - результат потери своих врожденных качеств». (Авторский сайт Виктора Алымова)
Первая половина 3 века до н.э.
Философ СЮНЬ-ЦЗЫ глава академии в царстве Ци.
В первой половине 3 века до н.э. Сюнь-Цзы был самым
авторитетным ученым в Поднебесной.
Принадлежал к конфуцианской
школе, однако его взгляды испытали сильное влияние философии даосизма, легизма
и моизма.
Начало 1 века до н.э.
Историк Сыма
Цянь.
Сыма Цянь (145 - 90 г до
н.э.) продолжил дело начатое отцом Сыма
Тан, который был историографом при императоре У-ди по созданию истории Поднебесной. Благодаря политической стабильности, Сыма Цянь
в 20 лет начал путешествовать по империи
собирая исторический материал. Сыма Цянь создал «Ши-цзы»
— трактат, в котором описывается история Китая от мифических
родоначальников до правления в империи Хань императора У-ди.
Даосизм как философская школа под именем «школа Пути и благодати» (дао дэ цзя) была определена в ряду шести философских школ историком Сыма Цянем. Сыма Цянь, определив Лао-цзы как «благородного мужа-отшельника».
Конец 1 века до н.э.
Философский трактат “Тайпин Цзинь".
В конце 1 века до н.э. Кань Чжункэ представил императору Чэн-ди (32-7 гг. до. н. э.) трактат “Тайпин Цзинь” Основная религиозно этическая идея которого –– “единство мира с его гармоническим идеалом” (о пути великого благоденствия).
Этот трактат стал идейной основой даосских сект, возникших в Китае в начале новой эры.
главная