Краткая история китайской цивилизации Тан. (2 век н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Тан.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Фаза Подъем. (Молодость)

    Второй период: распространители идей.

     (2 век н.э.)

    Восстание желтых повязок (карта)

  • Распространение идей. (2 век от начала этнич. истории)
  • Китай в эпоху Хань (206 г. до н.э.-220 г. н.э.) (карта)
  • Империя Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э.) (карта)
  • Япония в начале н.э.(карта)
  • Корея в начале н.э.(карта)
  • Раб хочет есть!

  • Три наставника. Организация даосцкой секты тайпиндао.
  • Начало 2 века

    Стихийные бедствия в Китае.

     

     Как  свидетельствуют исторические хроники, с начала 2 века  в  Китае участились стихийные бедствия: эпидемии, наводнения, неурожаи, что приводило к хроническому голоду. В начале 2 века население Китая достигло 53 миллиона человек и стало во 2 веке сокращаться,  к  125 году уменьшилось на 10%.

    Во время отдыха. Кит. худ.

    125 -144 г н.э.

    Возникновение религиозной организации "Пять мер риса".

    В период правления императора Шунь-ди даосизм оформился как религия. Даосткая община "Небесных наставников" созданная Чжан Даолином, стала распространять в Китае свое учение. На территории Китая появилась религиозная организация, которую называли "Пять мер риса" (секта Тайпиндао).

    Последователи Чжан Даолина объявили Лао-цзы своим великим учителем, а его трактат "Даодэцзин" - священным каноном. Веря в то, что человек путем самосовершенствования может достичь бессмертия, они строили свое учение на основе древней магии и рецептов бессмертия.

    140 -160 г н.э.

    Война с цянами.

    Путник. Кит. рис.

    При императоре Шунь возобновилась активная война с кочевниками  цянами. В 140 г до н.э. цяны вторгаются в Поднебесную и опустошают ряд округов. Начался новый этап длительной борьбы за подчинение цянов. К 160 году  большая часть цянов была покорена,  покоренных переселили  во внутренние районы империи, после того наступил перелом в ходе войны.

    147-167 г н.э.

    Восстания против императорской власти.

    В связи с распространение в Китае утверждения даосов том, что императорская власть утратила мандат Неба на правление Поднебесной, в середине 2 века произошло несколько восстаний, самозванцы объявили себя императорами и вели крестьян на свержение правящей династии. Восстания потерпели поражение.

    Середина 2 века н.э.

    Государство в провинции Сынчуань.

    На территории провинции Сынчуань образовалось теократическое государство. Во главе которой были небесные наставники из религиозной организации Тайпиндао. Сынчуань была разделена на 24 округа, во главе которых стояли 24 чиновника, каждый из которых имел свои обязанности , половина чиновников были женщины. Чиновникам подчинялась армия в которой было 2400 генералов и  240тыс. солдат. Чиновники взимали с население налог  «5 мер риса».

    Близ Чэнду находилась знаменитая гора Хэминшань, на которой согласен легенде  «Небесных наставников» , Лао Цзы  передал право замещать на Земле первому патриарху Чжан Даолину

    Хотя руководитель секты Чжан Цзюэ, провозгласивший, что конец эры «Синего Неба» и наступление эры «Желтого Неба не провозглашал себя императором, однако его представляют как монарха, основателя династии Тайпин.

    В связи с распространение в Китае утверждения даосов том, что императорская власть утратила мандат Неба на правление Поднебесной,   в середине 2 века произошло несколько восстаний, самозванцы объявили себя императорами и вели крестьян на свержение правящей династии. Восстания потерпели поражение.

    Сычуань была покорена полководцем Цао Цао только в 215 году. Но организация Тайпиндао не была окончательно разгромлена, она ушла в подполье.

    Середина 2 века

    Ослабление империи.

    В середине 2 века участились нападения на Китай, кроме цяней других кочевых племен  на северо-западе, севере и северо-востоке.

    В середине 2 века Китай не мог уже удерживать свои владения Средней Азии, Восточный Туркестан отпал от Китая, китайцы перестали контролировать торговлю  по «Великому шелковому пути».

    Середина 2 века

    Голод в империи.

    В середине 2 века голод охватил все центральные районы империи.  Как сообщают китайские хроники:  «кости от мертвецов были разбросаны по всей стране»

    Площадь пахотных земель катастрофически сокращалась. 

    Чиновники так же доносили властям о том, что у народа «поля тесны»  и многие не в состоянии себя прокормить.

     

    Чиновник во время отдыха.  Рис. на средневековой вазе. Китай, магазин древностей. Фото Лимарева В.Н.

    156– 181 г н.э.

    Кубок с крышкой в виде горы. (1-2 век) Китай.

    Нашествие на Китай кочевых племен сяньби.

    С середины II в на китайские провинции стали совершать  набеги монгольские племена сяньби возглавляемые вождем Таньшихуай, объединившем племена. В 156—178 гг. сяньбийцы каждую зиму вторгались в пределы Китая по всей линии северной границы.

    Китайская армия была небоеспособна. Известно, что в столичном гарнизоне было множество лиц не способных носить оружие и устроенных сюда по протекции.

    Несмотря на то, что у них имелись военные лагеря, они не знали, как строить укрепления, не обучались искусству владения мечом, редко бывали в деле, и трудно было подготовить их к сражениям". Полевые армии, набиравшиеся только по случаю, находились в еще худшем положении. Наиболее боеспособными подразделениями ханьской армии были орды кочевников, которых империя нанимала за большие деньги.

    В 177 году произошла битва китайских войск с войсками вождя Таньшихуай, Таньшихуай приказал встречать китайцев лобовыми ударами. 2/3 китайской армии было уничтожено.  Несколько  городов  Китая были разграблены. Таньшихуай умер в возрасте 40 лет в 181 году, после его смерти  созданное им государство распалось.

     

    159 – 165 г н.э.

    Евнухи - советники и приближенные лица у императора Хуань-ди.

    Власть в империи в середине 2 века перешла к евнухам, так как они стали опорой императора в борьбе за власть. Евнухи  стали использовать власть для личного обогащения и продвижения по службе своих родственников. Во время господства евнухов по империи прокатилось ряд восстаний. Евнухи предложили императору для подавления восстания  продать офицерские должности тем, кто обещает  справиться с восставшими

    Макет дома феодала эпохи Хань. 2 век.

    166 г н.э.

    Выступление студентов против коррупции.

    Беззаконие и коррупция в стране привели к выступлению студентов, поводом для которого стал арест губернатора Ли Ина.

    Губернатор столичной провинции Ли Ин, арестовал и казнил высокопоставленного  придворного  совершившего убийство. Ли был арестован и 200 студентов подписали прошение о  помиловании Ли Ина, что разозлило императора, и он арестовал студентов. Только через год и в результате заступничества императрицы  отпустил арестованных, но лишил их гражданских прав.

    168—189 г н.э.

    Император Поднебесной Лин-ди.

    Лин-ди даже в зрелом возрасте не интересовался делами государства, предпочитая развлекаться с женщинами, и вёл праздную жизнь. В то же время коррупция и продажа должностей настолько распространились, что вызывали недовольство и бунты по всей стране.

    Даже восстание не заставило Лин-ди стать менее расточительным и бороться с коррупцией. Он повышал налоги и продавал должности, поэтому восстание не затихало. Китайская армия была небоеспособна и проигрывала в войне с кочевниками.

    168—169 г н.э.

    К власти в империи приходят евнухи, император Лин-ди правитель-марионетка.

    Доу У -  отец вдовствующей императрица Доу Мяо и   конфуцианский ученый Чэнь Фань  стали самыми влиятельными лицами в Империи, когда император был несовершеннолетним,   они пытались очистить правительство от евнухов. Они предложили уничтожить самых могучих евнухов, но эти предложения были отклонены. Тем не менее, слухи достигли евнухов и они, выкрали императрицу Доу Мяо и заточили в Облачной башне Южного дворца,  взяли юного императора под стражу, Чэнь был казнён. Доу у принудили совершить суицид. Власть  в империи в 169 году получили евнухи Цао Цзе и Ван Фу. Семья Доу была уничтожена.

    Дама с цветами. Кит. худ.

     Евнухи убедили Лин-ди в том, что конфуцианцы — чиновники и студенты которые поддерживали семейство Доу, планируют заговор против него и Лин-ди многих приказал казнить; других полностью лишили гражданских прав.

    Евнухи брали много взяток, люди облагались всё большим налогом. Возмужавший Лин-ди был безразличен к произволу евнухов. Казна опустела из-за воровства евнухов.

     

    180- 189  г н.э.

    Император Лин-ди увеличивает налоги.

    Непомерные расходы царского двора опустошили казну.  Император был любвеобилен и постоянно пополнял гарем наложницами, число которых доходило до 1000, на содержание гарема и евнухов, строительство дворцов уходили большие средства. Во дворцах император развлекался в окружении любимцев евнухов.

    Для пополнения казны император выпустил указы разрешающий преступникам откупаться от суда, пустил в широкую продажу чиновничьи и военные должности.  Затем  обложил всех правителей областей единовременной данью в значительную сумму. Те, кто не мог заплатить, задерживались в столице словно заложники, и многие из них, должны были покончить жизнь самоубийством. Императорский дворец из органа управления государством превратился в торговый дом, служивший только личному обогащению императора и его окружения.

    184-  208 г н.э.

    Восстание желтых повязок.

    Секта Тайпиндао (Пять мер риса) имела 36 религиозных центров в самых густонаселенных провинциях Китая. Члены секты проходили военную подготовку и насчитывали 360 тыс. бойцов. Руководитель секты Тайпиндао даосский проповедник Чжан  Чзюэ (Чжан Цзио) называвший себя «учителем высшей добродетели», он объявил, что 4 апреля 184 года наступает эра «Великого благоденствия». В этот день « Синее Небо», т.е. династия Хань погибнет и воцарится «Желтое Небо», т.е царство справедливости. Проповедники из Тайпиндао во многих областях Китая призвали  людей к восстанию. Повстанцы стали громить правительственные учреждения, убивать чиновников.  Через шесть месяцев после начала восстания от болезни умер руководитель восстания Чжан  Чзюэ, его сменили старший брат Чжан Лян, который вскоре погиб, управление восстанием принял младший брат Чжан Бао, которого вскоре схватили и казнили.   Гибель основных руководителей ослабила армию повстанцев, и  правительственные войска смогли к 185 году уничтожить основные силы восстания, но восстание продолжалось  во многих районах Китая. Китайские хроники сообщают о повстанцах «Черной горы», «Белой волны», «Желтого дракона»…В больших отрядах было по 20-30 тысяч человек. Только к 205 году армия  полководца Цао Цао смогла подавить основные очаги восстание. Но отдельные отряды продолжали сопротивления до 208 года

    Даосткий святой. Эрмитаж.  Фото Лимарева В.Н.

    189-192   г н.э.

    Смерть императора Лин-ди. Борьба за власть.

    Лин-ди умер после 21 года правления в 189 году, ему было 34 года.

    Евнухи возвели на престол сына его фаворитки по имени Хэ. Это был император Шао-ди. Старший брат новоявленной императрицы-матери, Хэ Цзинь, получил звание регента и пост главнокомандующего. Вознесенный на вершины власти евнухами, он, тем не менее, сразу стал думать о том, как избавиться от их опеки. Однако евнухи опередили его — в сентябре 189 г. они внезапно напали на него и отрубили голову. Один из приближенных главнокомандующего, Юань Шао, узнав о случившемся, поднял императорскую гвардию и окружил Северный павильон дворца, где укрылись евнухи. Солдатам было приказано хватать и убивать всех без разбора — старых и молодых. Всего в результате поголовного истребления в этот день была перебита большая часть дворцовых евнухов — более двух тысяч человек. Император Шао-ди вынужден был простить всех участников расправы и объявить всеобщую амнистию.

    В тот же день в столицу вошел вызванный еще Хэ Цзинем с западной границы генерал Дун Чжо, имевший в подчинении мощную армию  из кочевников и захватил императорский дворец. Он объявил себя советником  императора  Шао-ди, но вскоре заменил  его своим ставленником — Сянь-ди.

    Лодка 2 века.(макет из гробницы) Китай.

    189-195 г н.э. 

    Наемники грабят города Китая.

    Вошедшие в столицу Китая Лоян наемные войска генерала Дун Чжо стали вести себя  как оккупанты. Они грабили местное население. Не в силах противодействовать этому военачальник Юань Шао  в 192 году бежал на восток, там была организована армия для борьбы с узурпатором власти Дун Чжо. Внутренние противоречия привели к распаду созданной армии на несколько армий, которые стали между собой бороться за власть: армию Юань Шао,  армию Цао Цао, а так же армию Гунсунь Цзань и другие военные группировки. Между армиями начались  междоусобные войны.  Китай был поделен между враждующими армиями.

    В Китае  началась анархия.

    Поверженный. Кит.рис.

    Столица Китая Лоян  была сожжена и разграблена наемными  войсками  Дун Чжо, которые фактически вышли из ого подчинения.  Захватив императора, как заложника, наемная армия Дун Чжо двинулась на крупный город Чанъань, который также был подвергнут разграблению. В Китае хозяйничали  наемники - кочевники. В мае 193 г. генерал Дун Чжо  был  убит собственными телохранителями.  Узнав об этом, его военачальники Лю Цзюэ и Го Фань с боем ворвались в Чанъань и отдали город на разграбление своим воинам. Те вырезали почти всех жителей. Значительная часть свиты императора Сянь-ди была казнена. Лю Цзюэ сжег императорский дворец и увел Сянь-ди в свой лагерь, а императорских наложниц отдал наемникам-кочевникам  в награду за службу. В Китае несколько враждующих группировок с собственными армиями боролись за власть. 

     

    195 -205 г н.э. 

    Император Сянь-ди под покровительством Цао Цао.

    Потерявший авторитет император Сянь-ди из династии Хань был некоторое время заложником у наемником, а затем брошенный ими, возвратился с остатками свиты в Лоянь в сентябре 195 года.  В это время фактически Китайской  империи не существовало: она распалась на несколько самоуправляемых областей. Различные военные группировки находились в постоянном конфликте друг с другом.

    Возвратившись в Лоян император Сянь-ди нашел, что все дворцы разграблены и у него нет средств к существованию.

    Он обратился за поддержкой к  двум враждующим  полководцам Юань Шао и Цао Цао. Юань Шао эту просьбу оставил без внимания и провозгласил себя императором.  Цао Цао  согласился взять на себя заботу об императорском дворе и перевез в свою ставку город Сюй в Инчуани. Он выступил в роле защитника императорского трона.  Война между полководцами Юань Шао и Цао Цао вспыхнула война  с новой силой.

    В 200 г. Цао Цао нанес Юань Шао сильное поражение у Гуаньду (в провинции Хэнань). Юань Шао в 202 г. умер. К  205 году  Цао Цао овладел всеми его землями и превратился в правителя значительной  части Китая.

     

     

    Даосткий священник высокого ранга.

    Конец 2 века.

    Нравственное учение «Тайпиндау»  становится  религией.

    С упадком династии Хань во II в. н э. во многих районах перестали применять законы и исполнять государственные ритуалы.  В то же время даосские священники все больше оказывали влияние в смутное время. Они во многих местах ведали не только религиозными, но местными делами. Даосские  священники совершали ритуалы, разработанные в подражание старым имперским обрядам.

    Согласно  «Тайпиндау»  есть шесть серьезных грехов:

    1.Накапливать Дао (знания о устройстве Вселенной), и хранить его при себе, отказываясь преподать его другим для их спасения. 

    2.Накапливать (внутреннюю жизненную силу) Дэ и отказываться преподать ее другим, чтобы они могли питать свою жизненную энергию.

    3.Копить богатства и отказываться помогать бедным, оставляя их умирать от голода и холода.

    4.Знать, что Небо обладает Дао, и отказываться изучать его для собственного спасения и обретения долгой жизни. 

    5.Знать, хорошо упражняться в Дэ, но не направлять усилия на доброе.

    6.Человек, которому Небо дало мышцы и физическую силу, дабы он кормил и одевал себя сам.  Тот, кто имеет богатства и  живет  в праздности, совершает смертный грех. Небо и Земля производят богатства, необходимые человеку,   которому  следует   черпать   из   них   в   соответствии   с   силами   и потребностями. Если же он не прилагает усилий,  он неизбежно дойдет до воровства. 

    Куколки периода Хань.

  • главная