Краткая история китайской цивилизации Хань. 1 век до н.э.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  • Краткая история китайский цивилизации Хань.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

    Акматическая фаза. (Зрелость).

    Второй период: переломный.

     (1 век до н.э.).

    Великий шелковый путь

  • Перелом. (6 век от начала этнич. истории)
  • Китай в эпоху Хань (206 г. до н.э.-220 г. н.э.) (карта)
  • Империя Хань (202 г. до н.э.-220 г. н.э.) (карта)
  • 1 век до н.э.

    Великий шёлковой путь

    В конце второго века до н.э. был «прорублен» коридор соединяющий Китай с Западным миром, был отекрыт великий "щелковый путь". Шелк, железо, никель, драгоценные металлы, лаковые изделия вывозили из Китая по великому «шёлковому пути» в 1 до н.э. Рабы, стекло, драгоценные и полудрагоценные камни, пряности и косметику ввозили в Китай с Запада в 1в до н.э.

  • Раб хочет есть!

  • Терракотовые верблюды. 1 в до н.э. - 2 в н.э. (Китай или Бактрия) Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Начало 1 века до н.э.

    Император У-ди.

    Паранойя императора У-Ди

    В 99 г до н.э. в по империи прокатились народные бунты.

    Повстанцы захватывали арсеналы и, вооружившись, убивали чиновников.  Восстание было подавлено с исключительной жестокостью.

    После подавления восстания император издал указ, по которому должностные лица отвечали своей жизнью за бунты. В результате администраторы стали скрывать крестьянские бунты вместо того, чтобы с ними бороться.

    Император стал подозрительным, и у него развилась паранойя. Он стал подозревать своих приближённых, проводить дознания и жестоко казнить.  Он подозревал  своих приближенных в  колдовстве и казнокрадстве (коррупции).

    По подозрению в использовании магии были казнены многие высшие чиновники вместе со всеми их кланами.

    Начало 1 века до н.э.

    Китайский воин. Совр. кит. рисунок.

    Историк Сыма Цянь.

    Сыма Цянь (145 - 90 г до н.э.)  продолжил дело начатое отцом Сыма Тан, который был историографом при императоре У-ди  по созданию истории Поднебесной.  Благодаря политической стабильности, Сыма Цянь в 20 лет начал путешествовать по империи  собирая исторический материал. Сыма Цянь создал  «Ши-цзы»  — трактат, в котором описывается история Китая от мифических родоначальников  до правления  в империи Хань императора У-ди.

     

    В 99 до н. э. Сыма Цянь оказался замешан в деле двух полководцев, обвинявшихся в провале кампании против кочевников сюнну.  В качестве обвинителя выступил сам У-ди,  Сыма Цянь, единственный во всём чиновничьем корпусе, осмелился подать голос в защиту обвиняемых. Император приговорил Сыма к смертной казни. В качестве альтернативы, согласно законам того времени, приговорённому предлагались откуп или кастрация. Ученый, из-за неимения денег, выбрал кастрацию.

    94- 88 г до н.э.

    Восстание наследного принца Цзю. Смерть императора У-ди.

     

    В 94 г до н.э.  у императора У-ди родился сын Лю Фулин (будущий император Чжао-ди). Сына родила любимая наложница Чжао, когда У-ди было 62 года. Пошли слухи, что император хочет сделать Фулина наследником, вместо сына  Цзю от императрицы Вэй.

    Глава тайной полиции Цзян Чун и главный евнух гарема Су Вэнь  стали готовить компрометирующие материалы против принца Лю Цзю. Они подбросили ему кукол для колдовства и тексты с магическими надписями. Принц Цзю, узнав про обвинения, явился к Цзяну, обвинил его в интригах и самолично убил его, Су сумел бежать.

    Су доложил императору, что Лю Цзю поднял мятеж.

    Премьер-министр Лю Цюмао получил приказ собрать войска и подавить бунт.

    Силы, поддерживающие Цзю, были разбиты, императрица Вэй покончила с собой, были умерщвлены все придворные, принц Цзю бежал.

    Принц Цзю жил какое-то время в доме крестьянина, но потом был пойман и покончил с собой, его сыновья были убиты солдатами, пощадили только годовалого сына Лю Бинья (будущего императора Сюань-ди).

    В 89 г до н.э. император стал сожалеть о содеянном, казнил доносчика Су и семью Цзяна. Император приказал соорудить алтарь памяти сына, а также принёс публичные извинения перед всем народом за свои прежние ошибки. Император остановил войны и борьбу за расширение царства и занялся развитием земледелия.

    В 88 году до н.э.  император серьёзно заболел. Перед смертью объявил, что  наследником будет его младший сын Фулин, и назначил влиятельного придворного  Хо Гуана  главным регентом, признав его честным и талантливым. Он казнил мать Фулина наложницу Чжао, чтобы не повторилась история с вдовствующей императрицей Люй-хоу.

    Бронзовая погребальная колесница. Захоронение Цинь Шихуанди.

    87- 68 г до н.э.

    Правление в Поднебесной регента Хо Гуана.

     

    Сыну императора У-ди  Фулину было 8 лет, когда он под именем императора Чжао-ди взошел на престол.

    Китайский сановник.

    Регент Хо Гуан, после смерти императора У-ди, твердой рукой утвердил престолонаследие, так как распространялись слухи, что Фулину не является законным наследником.

    Хо Гуан подавил несколько выступлений с целью смещения императора, в том числе восстание самозванца объявившего себя принцем  Цзю, чудом спасенным законным  наследником.

    Период правления Чжао-ди и регентства Хо считается благополучным — налоги были понижены после войн, которые вёл У-ди, страна смогла оправиться за период мира, по оценкам историков наступило процветание.

    Император у Чжао–ди умер в возрасте 21 год после 13 лет правления (в 74 году до н.э. ) не оставив сыновей.

    Регент Хо Гуан выбрал императором  внука У-ди  принца  Хэ (Чанъи-ван) .

    Джоуская КНИГА ПЕРЕМЕН.

     Став императором, Чанъи-ван немедленно стал выдвигать на должности своих друзей, нарушать  ритуалы траура по умершему императору, организуя во время траура оргии. 

    Регент  Хо Гуан подготовил государственный переворот.

    После 27 дней правления император Чанъи-ван был вызван к вдовствующей императрице Шангуань, где ему были предъявлены обвинения:

    «Отказ воздержаться от мяса и сексуальных отношений во время траура.

    Неумение хранить государственную казну.

    Назначение недостойных из своего окружения во время траура.

    Организация празднеств и игрищ во время траура.

    Подношение жертв своему отцу во время траура, а не его дяде».

    На основании обвинений Чанъи-ван был отстранен от власти,  императором был объявлен сын  казенного наследственного принца Цзю - Лю Бинья, взявший имя  император  Сюань-ди.

    Император отблагодарил  Хо Гуана за назначение, взял себе в жёны дочь Хо Гуана, однако поначалу не сделал её императрицей, так как у него уже была жена, императрица Сюй и ребёнок он неё, который позднее был назначен наследником престола. В результате интриг семьи Хо, доктор отравил императрицу Сюй во время родов, и дочь Хо Гуана стала императрицей.

    Влияние Хо Гуана на императора Сюань-ди было сильным до его смерти в 68 г до н.э. и был с почестями похоронен в мавзолее. 

    Когда император Сюань-ди избрал наследником престола сына своей первой жены Сю, тайно умерщвлённой женой Хо Гуана, вдова Хо и другие родственники Хо организовали заговор с целью убить наследника престола, а потом и самого императора. Заговор был раскрыт, и весь клан Хо был казнён, императрица Хо была отстранена от власти, при этом, император продолжал высоко чтить память самого Хо Гуана.

    Подстилка (черпак) для езды на коне. Китай.  1-2 век до н.э.

    Середина 1 века до н.э.

    Ученый-конфуцианец Дун Чжун-шу.

    В империи Хань, где конфуцианство было официальной идеологией, до середины 1 века учение Конфуция не было формализовано, как догматическое учение и придворные конфуцианцы порой по-разному  излагали учении Конфуция,  вступая друг с другом в полемики. Многочисленные последовали Конфуция, так же создали свои труды. Дун Чжун-шу  в середине 1 века до н.э.  определил «канонические» произведения, т.е. работы которые принадлежат непосредственно Конфуцию.  Дун Чжун-шу, создавая каноническую литературу, внес изменения в учение Конфуция, в частности некоторые положения легизма, тезис о значении закона как средства управления государством. 

    Ожидание. Кит рис.

    74 - 49 до н. э.

    Правление в Поднебесной императора Сюань-ди.

    При императоре Сюань-ди конфуцианство стало официальной идеологией, благодаря налаженному обучению чиновников, много талантливых людей находилось в управлении государством. Император был склонен в мирной жизни и находил удовольствие в праздности.

    71 -54 г  до н. э.

    Империя Хань вмешивается в междоусобицу между племенами сюнну.

    На севере Китая началась междоусобная война между кочевыми племенами в государстве сюнну. 

    В эту войну вмешивалась империя Хань, поддерживая ту или иную сторону конфликта.

    В 56 г до н.э.  государственное объединение сюнну распалось на три царства, каждое их которых заключило с империей Хань мирный договор. После этого борьба между  сюнну продолжилась, и часть сюнну стали вассалами Хань, что расширило границы империи на север.

     

    49 -  33 г до н. э.

    Правление в Поднебесной императора Юань-ди.

    После смерти императора   Сюань-ди в 49 г до н.э., трон наследовал сын  принц Ши, от любимой жены Сюй,  взяв имя  император  Юань-ди.

    С первых лет правления Юань-ди стал заботиться о сокращении государственных расходов с целью снижения налогов и улучшения благосостояния населения. Он продолжал линию своего отца. Он строго следил, чтобы на чиновничьи должности приходили строгие конфуцианцы в соответствии с системой экзаменов.

    Помогали в управлении императору ученые-конфуцианцы.

    Советником императора с 37 г до н.э. был выдающийся китайский ученый-конфуцианец математик, астроном и музыкальный теоретик   Цзин Фан.

    Гробница Конфуция.

    Ученый стал бороться с коррупцией и совершенствовать систему назначений чиновников в соответствии с экзаменами. В результате придворных интриг был оклеветан, его отправили в ссылку, где он умер (по другим сведениям был казнён).

     

    33 – 7 г до н. э.

    Правление в Поднебесной императора Чэн-ди.

    После смерти императора Юань-ди на престол взошел его сын Ао, ставший императором Чэн-ди. Ао интересовался преимущественно женщинами и пьяными оргиями. Чэн-ди мало занимался управлением государства,  в стране быстрыми темпами стала развиваться коррупция. Против произвола чиновников взбунтовалось население.

    Умер император от чрезмерного увлечения афродизиаками, веществами стимулирующими половую активность.

    В  империи Хань увеличилась имущественное расслоение.  Появились очень богатые землевладельцы им лишенные собственности крестьяне, которые попали в долговое рабство. Крестьяне были вынуждены арендовать у богатых землевладельца земельные участки, причем арендная плата достигала 50%.

    17-13  г до н.э.

    Восстания в Поднебесной.

    В Гуанхане  восставшие рабы напали на тюрьму и освободили заключенных, которые примкнули к восставшим, после захвата  арсенала, восставшие получили оружие, и их число возросло до 10 тысяч человек. Восставшие  грабили поместья чиновников. Усмирить восстание императорским войскам удалось только через десять месяцев.

    Новое большое восстание вспыхнуло в 13 г до н.э. вспыхнуло на рудниках в Шаньяне. Восставшие перебили надсмотрщиков и захватили оружие. К ним присоединились ремесленники  и разорившиеся земледельцы. Восстание охватило более 40 областей империи.  Восстание было подавлено быстро.

    6-1  г до н. э.

    Император Поднебесной Ай-ди.

    Крестьяне. Бронзовая отливка. Древний Китай.

    После смерти императора Чэн-ди, не оставившего после себя наследников (согл. легенде его дети от наложниц сразу умертвлялись после рождения) был возведен на трон его сводный брат Лю Кана - Синь, ставший императором Ай –ди.

    Как сообщают хроники,  принц Кан — сын наложницы Фу  от  императора Юань-ди, «отличался многочисленными достоинствами».

    Конфуцианцы через  императора предприняли попытку ограничения земельных владений.  Императору был предоставлен проект указа установления максимального размера частных владений. Проект вызвал протесты у крупных землевладельцев  и реформа провалилась.

    Светильник. Империя Хань. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    1 г до н.э.

    Ван Ман становится регентом при малолетнем императоре Пин-ди.

    Но в 1 г до н.э.  умер  император Ай-ди,  и вдовствующая императрица Сяоюань  (жена императора Юаннь-ди) назначила своего брата чиновника Ван Мана  регентом при малолетнем императоре  Пин-ди, наследовавшем престол.

    КНИГА ПЕРЕМЕН.

  • главная