Учение Совершенной Истины. (Даосская школа, возникла в 12-13 веке.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

  • Религии мира.
  • Учение Совершенной Истины. ( Даосская школа, возникла в 12-13 веке.)

    Основной источник:

    Е.А. Торчинов: «Даосизм».

     

    Современный даосский комплекс в Ганконге.  Фото Лимарева В.Н.

    В 12 веке на Севере Китая, где сформировалась чжурчжэньское государство Цзинь, были благоприятные условия для дальнейшего развития даоской религии.

    Шаманизм оставался центральной религией чжурчжэней. Общий смысл его таков: наверху находится Небо – защитник людей и земли. От него зависит судьба и процветание мира. Здесь обитают многие духи. Души людей бессмертны и после смерти они оберегают своих потомков, поэтому духам предков поклоняются и через них ищут милость Неба. Небо – это природа, вселенная. Под влиянием китайцев-даосов у чжурчжэней появился повелитель Неба – Шан-ди – Верховное божество.

    Приподношение Будде? Современный даоский комплекс в Ганконге.  Фото Лимарева В.Н.

    Особое место отводилось духам предков. По важности этот обряд уступал только поклонению Небу. 

     Древние религии чжурчжэньских племен и даосские верования имели очень много общих черт, и поэтому даосы находили взаимопонимание с чжурчжэньскими шаманами и даосизм получил распространение среди чжурчжэней и поддерживал императорами Цзинь.

    Из многих даосских школ, в том числе известных «Учение Истинного Великого Дао» и «Учение Великого Одного»,  которые возникли в результате синтеза даосизма с буддизма и верованиями чжурчжэньских племен, сохранилась до настоящего времени  и получила широкое распространение только школа «Учение Совершенной Истины»(Цюань чжэнь). Именно она в настоящее время распространена в КНР и Гонконге.

    Эта школа выжила, не смотря на гонение на даосизм в 13 веке захватившими Китай монголами.

    До 1255 года монголы покровительствовали  даосской школе «Учение Истинного Великого Дао» и к остальным школам относились терпимо.

    В 1255-1256 года т в 1281 году между буддистами и даосами был организован диспут. 

    По результатам которого было признано властями поражение даосизма. Монгольский хан Хубилай (1260-1295) подверг даосизм гонениям.  И издал эдикт, в котором указывались те даоские книги, которые  подлежали сожжению.

    Несмотря на то, что основной удар монголы нанесли  по школе «Учение Совершенной Истины», именно эта школа и выжила.

    В школе «Учение Совершенной Истины» был создан такой вариант даосизма, который был ориентирован одновременно и на монашескую общину, и на широкие слои мирян. По сравнению со старыми школами даосизм подвергся значительному влиянию буддизма, получила популярность буддийская доктрина о спасении.

    В даосизме широко расправилось монашество, монахи подчинялись в соответствии с обетом, монастырской дисциплине. Появился единый     религиозный центр даосизма  возглавляемый религиозным авторитетом. Монастыри стали единственными носителями иерархичности. Лозунгом даосов стал: «три религии в единстве», имелось в виду собственно даосизм, буддизм и конфуцианство.

    После изгнание монгол из Китая в 1368 году  и воцарение национальной династии Мин (1368-1644)  даосизм был легализован и приобрел современный вид.

    С 14 века безусловным лидером интеллектуальной жизни Китая становится неоконфуцианство.

    Даосизм утратил рычаги воздействия на  власть, так как мировоззрение образованной элиты общества,  в основном, стало формировать неоконфуцианство.

    Что касается даосизма, то он не получил дальнейшего развития, став фактически ортодоксальной религией, обращенной не в будущее, в прошлое общества, консервирующие древние религиозно-мистические представления о мире.

    Таким образом, окончательно уступив неоконфуцианству сферу философии и место официальной идеологии, даосизм остался религией народных масс, национальной религией Китая.

  • главная