Лимарев В.Н.
Учение Совершенной
Истины. ( Даосская школа, возникла в 12-13 веке.)
Основной источник:
Е.А. Торчинов: «Даосизм».
В 12 веке на Севере Китая, где сформировалась
чжурчжэньское государство Цзинь, были благоприятные условия для дальнейшего
развития даоской религии.
Шаманизм
оставался центральной религией чжурчжэней. Общий смысл его таков: наверху
находится Небо – защитник людей и земли. От него зависит судьба и процветание
мира. Здесь обитают многие духи. Души людей бессмертны и после смерти они
оберегают своих потомков, поэтому духам предков поклоняются и через них ищут
милость Неба. Небо – это природа, вселенная. Под влиянием китайцев-даосов у
чжурчжэней появился повелитель Неба – Шан-ди – Верховное божество.
Особое
место отводилось духам предков. По важности этот обряд уступал только поклонению
Небу.
Древние религии чжурчжэньских племен и
даосские верования имели очень много общих черт, и поэтому даосы находили
взаимопонимание с чжурчжэньскими шаманами и даосизм получил распространение
среди чжурчжэней и поддерживал императорами Цзинь.
Из
многих даосских школ, в том числе известных «Учение Истинного Великого Дао» и
«Учение Великого Одного», которые
возникли в результате синтеза даосизма с буддизма и верованиями чжурчжэньских
племен, сохранилась до настоящего времени и получила широкое распространение только школа
«Учение Совершенной Истины»(Цюань чжэнь). Именно она в настоящее время распространена в КНР
и Гонконге.
Эта
школа выжила, не смотря на гонение на даосизм в 13 веке захватившими Китай
монголами.
До
1255 года монголы покровительствовали даосской школе «Учение Истинного Великого Дао»
и к остальным школам относились терпимо.
В
1255-1256 года т в 1281 году между буддистами и даосами был организован
диспут.
По
результатам которого было признано властями поражение даосизма. Монгольский хан
Хубилай (1260-1295) подверг даосизм гонениям.
И издал эдикт, в котором указывались те даоские книги, которые подлежали сожжению.
Несмотря
на то, что основной удар монголы нанесли
по школе «Учение Совершенной Истины», именно эта школа и выжила.
В
школе «Учение Совершенной Истины» был создан такой вариант даосизма, который
был ориентирован одновременно и на монашескую общину, и на широкие слои мирян.
По сравнению со старыми школами даосизм подвергся значительному влиянию
буддизма, получила популярность буддийская доктрина о спасении.
В
даосизме широко расправилось монашество, монахи подчинялись в соответствии с
обетом, монастырской дисциплине. Появился единый религиозный центр даосизма
возглавляемый религиозным авторитетом. Монастыри стали единственными
носителями иерархичности. Лозунгом даосов стал: «три религии в единстве»,
имелось в виду собственно даосизм, буддизм и конфуцианство.
После
изгнание монгол из Китая в 1368 году и
воцарение национальной династии Мин (1368-1644)
даосизм был легализован и приобрел современный вид.
С
14 века безусловным лидером интеллектуальной жизни Китая становится
неоконфуцианство.
Даосизм
утратил рычаги воздействия на власть,
так как мировоззрение образованной элиты общества, в основном, стало формировать
неоконфуцианство.
Что
касается даосизма, то он не получил дальнейшего развития, став фактически
ортодоксальной религией, обращенной не в будущее, в прошлое общества,
консервирующие древние религиозно-мистические представления о мире.
Таким
образом, окончательно уступив неоконфуцианству сферу философии и место
официальной идеологии, даосизм остался религией народных масс, национальной
религией Китая.
главная