Лимарев В.Н.
Краткая история китайской цивилизации Тан.
( факты без комментария)
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Обскурация фаза (Старость).
Первый период – «надлом».
Часть2.
Стабилизационно-философский цикл (851- 900 г н.э.)
Середина 9 века.
Жесткая дисциплина
в буддийских монастырях.
В
середине 9 века не было единства среди
буддийских школ в Китае. Набирало
силу движение, которое называлось «патриарший Дзэн».
Авторитетный
наставник в Северной буддийской школе Китая
Дэ-шань (782-865) выступал изначально против этого направления в
буддизм, но затем сжег свои сочинения.
Дэ-шань
стал истоком традиций палочной
дисциплины в монастырях. Он всегда ходил с посохом и наносил удары по
послушникам. Его приписывают слова: «Если заговорите, получите тридцать ударов,
если не заговоримте, получите тридцать ударов».
Палочную дисциплину в монастырях использовать стал авторитетный наставник Ма-цзу (709-788)
ещё в 8 веке. Но в девятом она применялась повсеместно. Считалось, что у
монахов практикуется увертывание, т.е.
ловкость.
Монахов
силой заставляли заниматься многочасовой медитацией, при этом некоторые
наставники утверждали, что «у Вас в голове не осталось ни одной мысли, то свободны
и духовны, пусты и чудесны».
865 г.н.э.
Попытка тайцев из Наньчжао переселиться во Вьетнам.
В середине 9 века началась военная экспансия протайских племен (аолай)
из государства Наньчжао. Они продвинулись на территорию Вьетнама и захватили часть его территории в дельте Красной Хонгха) реки. Китайцы считали Вьетнам своей
провинцией. Вьеты и китайские
власти выступили вместе против общего влага, и в 865 году китайская армия
истребила переселенцев из Наньчжао. Победа дала возможность китайской империи Тан укрепить
свои позиции. Отныне китайские войска размещались не в центральных областях, а
на окраинах страны, защищая их извне.
868 г н.э.
В Китае была издана первая
печатная книга.
Для первой
книги текс вырезался на куске дерева, а затем создавался оттиск страницы на
листе бумаги. Первой книгой был буддийский трактат.
871-874
г н.э.
Палец Будды из храма Фамэнь.
Буддистский храм Фамэнь
(провинция Шаньси), что в переводе означает «Врата Закона (дхармы)», в нем
хранился, согласно легенде, подлинны палец Будды до 873 года.
В 871 году императорская власть в
Китае приняла решения о переносе Пальца Будды в столицу город Чанъаян. Согласно указу императора И Цзуна
(859-873), проявившего благосклонность к Буддизму («Все свои помыслы
он обратил на служение Будде»), начались
грандиозные приготовления.
Подготовка к перенесению святых реликвий длилась два года, в течение которых
были созданы парадные колесницы, украшенные золотом, нефритом, жемчугом,
нарядными занавесами и лентами.
«Палец Будды» сначала поместили во
дворце, а потом их перенесли в императорский храм Чанъаяна.
Переноска пальца Будды ввела в религиозный экстаз буддистов Китая,
усилились пробуддийские настояния в Китае, буддисты выступали в роли защитников
народа. Опасаясь усиления авторитета буддизма, евнухи отстранили И-цзуна от
власти (он внезапно умер, вероятно, он был убит).
После смерти императора И Цзуна в 873 году, его приемником стал дядя Си-цзун (873-888), конфуцианец, он в январе 874 года организовал переноску
Пальца Будды назад в храм Фамэнь, и
приказал замуровать их в подземном хранилище под пагодой. С тех пор
местонахождение их держалось в строжайшем секрете, вместе с Пальцем Будды были
замурованы более 2500 буддийский реликвий. (Реликвии обнаружены в мае 1987
года)
873-888
г н.э.
Танский
император Сюань-цзун.
Согласно
Китайским летописям:
«Танский император Сюань-цзун, питавший
страсть к учености. С большим вниманием следил он за ходом экзаменов в столице.
А когда какого-нибудь чиновника посылали
управлять окраинными землями, император лично слагал ему в подарок стихи, обсуждал
с министрами дела управления, император
мог проговорить целый день, забыв про усталость.
Когда Сюань-цзун только вступил в
управление страной, он объявил министрам:
- Хоть учение Будды и пришло к нам из
чужих земель, но оно весьма и весьма полезно для самосовершенствования. Именно
поэтому ясно, что буддийское учение следует сохранять. Дабы уберечь свою добродетель,
я бы не хотел причинить учению вред.
В годы правления под девизом Хуэй-чан
Сюань-цзун издал указ, предписывающий восстановить преданные забвению древние
буддийские храмы на святых горах, а также отдал распоряжение старшим чиновникам
отобрать из буддийских монахов тех, кто прославился высокой добродетелью, и
поселить в восстановленных храмах».
873-
Крестьянское восстание в Китае.
В
873 году в Китае был неурожайный, в некоторых районах
удалось собрать едва половину обычного урожая; десятки тысяч людей оказались на
грани голодной смерти.
Голодные
бунты привели к восстаниям.
Во
главе восстания встал солдат императорской гвардии, бывший мелкий торговец
солью Хуан Чао. Восстание началось в северных провинциях Шандуни и Хэбэе. Затем
оно проникло в Центральный Китай в провинцию Хэнань.
Уже
в 874-875 годах у Хуан Чао было около 100 тысяч вооруженных крестьян. В 879
году Хуан Чао совершил поход на Южный Китай, где взял богатейший порт Гуанчжоу (Кантон).
Повстанцы захватили себе все товары многочисленных иностранных купцов. В жарком
климате юга среди солдат Хуан Чао началась сильная эпидемия. Хуан Чао отступил
на север на реку Янцзы. Несмотря на последствия эпидемии, его войско продолжало
увеличиваться и насчитывало к 880 году уже 250-300 тысяч человек. В ноябре 880 Хуан Чао с востока подошел к Лояну и занял
его. В декабре он вступил в имперскую столицу Чанъань. Император Сицзун бежал в
Сычуань.
Повстанцы казнили
членов императорской фамилии и высших сановников. Продовольствие из
государственных складов раздавалось населению. Хуан Чао объявил себя
императором. Два года столица оставалась в руках повстанцев.
В
881 году Хуан Чао взял Чанъань и провозгласил себя императором под именем Да
Ци. Свою социальную программу крестьянский император выразил устами
своего главного министра, заявившего, что Да Ци ничего не хочет, кроме того,
чтобы облагодетельствовать простой народ. В Чанъани Хуан Чао пробыл два с
половиной года.
Военачальник
Чжу Вэнь, недовольный провозглашением Хуан
Чао императорам перешел на сторону Сицзун, что изменило расстановку сил.
В
883 году император Сицзун возвратился в
столицу и отвоевал её при помощи орд северо-западных
кочевников. Началось истребление крестьян. В народе эти кровавые хищники
получили название «черных воронов». Сам Хуан Чао, вынужденный бежать из Чанани,
погиб в следующем году в провинции Хэнань, убитый одни из своих приближенных.
880 г.н.э.
Китайские войска покидают Вьетнам.
Во время
крестьянского восстания Хуан Чао в Китае, власти отозвали войска из Вьетнама.
Конец
9 века.
Период нестабильности в Танской империи.
После
подавления восстания полководец Чжу Вэнь, предавший восставших, получил от
императора титул «Полностью верный». Он
стал близок к трону и мел в своем
подчинении имперские войска. Подавление очагов крестьянского сопротивления продолжалось
да конца 9 века
В 894
году полководец Чжу Вэнь захватил столицу. И вывез императора в собственное
поместье, но и после этого император Чжао-цзун (888-904) формально
оставался император.
Евнухи
были отстранены от власти, и императорская власть стала марионеткой в руках
военных.
Теперь Чжу Вэнь пришлось вести борьбу с восставшим полководцем Ли Кэюн, войска
которого состояли их наемников уйгур. Из под контроля императорской власти
стали выходить районы Китая. Полководцы боролись за контроль над провинциями
Китая.
Китай
конца 9 века уже не был единым государством.
Конец 9 века.
Япония в конце 9 века.
В
Японии стали формироваться феодальные отношения. Периодические переделы земли,
предусмотренные законом, проводились редко, а затем совсем прекратились.
Устанавливалась система сёэн, крестьяне получали от феодала (сёэн) земельный
участок, стали платить налог не государству, а владельцу поместья. При этом
крестьяне оставались формально свободными.
Владельцы мелких поместий, отдавались под защиту
крупных феодалов, становились их сюзеренами.
Больше
всего таких вассалов было у семьи Фудзивара, которая фактически управляла Японией,
устранив императоров от власти. Только императорам Уда (887-897) и Дайго
(897-930) удалось выйти их под опеки рода Фудзивара, опираясь на другие знатные
рода, но затем Фудзивара вернули власть.
Конец 9 века.
Корея в конце 9 века.
В конце 9 века на территории Силлы стали один за
другим вспыхивать вооруженные восстания.
В конце IX столетия в Силла, на территориях, которые ранее занимали
королевства Пэкче и частью Когурё, сепаратистские силы провозгласили создание «прежних»
королевств, погибших в результате
захвата их ранее Силлой.
Руководитель восстания Кёнхвон собрал около 5000
человек и в 892 г. захватил город Мучжин-чжу (нынешний город Кванчжу провинции
Южная Чолла), объявив себя королем. В 900 г. он перенес столицу севернее, в
город Вансан-чжу (нынешний город Чончжу) и дал своему государству название
«Позднее Пэкче» — Хупэкче. В том же году были заново учреждены
чиновничьи должности Позднего Пэкче и сформированы центральные органы власти.
Государство Когурё в северной части Силла было
провозглашено на несколько лет позже Позднего Пэкче.
главная