Краткая история китайской цивилизации Тан. (851- 900 г н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Тан.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Обскурация фаза (Старость).

    Первый период – «надлом».

    Часть2. Стабилизационно-философский  цикл  (851- 900 г н.э.)

    Чудовище Кайминшоу из китайской мифологии.

  • Надлом. (9 век от начала этнич. истории)
  • Середина 9 века.

    Будда в китайском храме.

    Жесткая дисциплина в буддийских монастырях.

    В середине 9 века не было единства  среди буддийских школ   в Китае. Набирало силу  движение, которое называлось  «патриарший Дзэн».

    Авторитетный наставник в Северной буддийской школе Китая  Дэ-шань (782-865) выступал изначально против этого направления в буддизм, но затем сжег свои сочинения.

    Дэ-шань стал истоком традиций  палочной дисциплины в монастырях. Он всегда ходил с посохом и наносил удары по послушникам. Его приписывают слова: «Если заговорите, получите тридцать ударов, если не заговоримте, получите тридцать ударов».  Палочную дисциплину в монастырях использовать  стал авторитетный наставник Ма-цзу (709-788) ещё в 8 веке. Но в девятом она применялась повсеместно. Считалось, что у монахов практикуется увертывание,  т.е. ловкость.

    Монахов силой заставляли заниматься многочасовой медитацией, при этом некоторые наставники утверждали, что «у Вас в голове не осталось ни одной мысли,  то свободны  и духовны, пусты и чудесны».

    865 г.н.э.

    Попытка тайцев из Наньчжао переселиться во Вьетнам.

    В середине 9 века началась военная экспансия протайских племен (аолай) из государства Наньчжао. Они продвинулись на территорию Вьетнама и захватили часть его территории в дельте Красной Хонгха) реки. Китайцы считали Вьетнам своей провинцией. Вьеты и китайские власти выступили вместе против общего влага, и в 865 году китайская армия истребила переселенцев из Наньчжао. Победа дала возможность китайской империи Тан укрепить свои позиции. Отныне китайские войска размещались не в центральных областях, а на окраинах страны, защищая их извне.

    868 г н.э.

    В Китае была издана первая печатная книга.

    Для первой книги текс вырезался на куске дерева, а затем создавался оттиск страницы на листе бумаги. Первой книгой был буддийский трактат.

    871-874  г н.э.

    Палец Будды  из храма Фамэнь.

    Храм Фамэнь. Китай.

    Буддистский храм Фамэнь (провинция Шаньси), что в переводе означает «Врата Закона (дхармы)», в нем хранился, согласно легенде, подлинны палец Будды до 873 года.

    В 871 году императорская власть в Китае приняла решения о переносе Пальца Будды в столицу город  Чанъаян. Согласно указу императора И Цзуна (859-873), проявившего благосклонность к Буддизму («Все свои помыслы он обратил на служение Будде»),  начались грандиозные приготовления.

    Подготовка к перенесению святых реликвий длилась два года, в течение которых были созданы парадные колесницы, украшенные золотом, нефритом, жемчугом, нарядными занавесами и лентами. 

    «Палец  Будды» сначала поместили во дворце, а потом их перенесли в императорский храм Чанъаяна.  

    Переноска пальца Будды ввела в религиозный экстаз буддистов Китая, усилились пробуддийские настояния в Китае, буддисты выступали в роли защитников народа. Опасаясь усиления авторитета буддизма, евнухи отстранили И-цзуна от власти (он внезапно умер, вероятно, он был убит).

    После  смерти императора И Цзуна в 873 году, его приемником стал дядя Си-цзун (873-888), конфуцианец,  он в январе 874 года организовал переноску Пальца Будды  назад в храм Фамэнь, и приказал замуровать их в подземном хранилище под пагодой. С тех пор местонахождение их держалось в строжайшем секрете, вместе с Пальцем Будды были замурованы более 2500 буддийский реликвий. (Реликвии обнаружены в мае 1987 года)

    Император и наложницы. Средневековый рисунок. Китай. Пекин. Музей Запретного города.

    873-888  г н.э.

     

    Танский император Сюань-цзун.

    Согласно Китайским летописям:

    «Танский император Сюань-цзун, питавший страсть к учености. С большим вниманием следил он за ходом экзаменов в столице. А когда какого-нибудь чиновника  посылали управлять окраинными землями, император лично слагал ему в подарок стихи, обсуждал  с министрами дела управления, император мог проговорить целый день, забыв про усталость.

    Когда Сюань-цзун только вступил в управление страной, он объявил министрам:

    - Хоть учение Будды и пришло к нам из чужих земель, но оно весьма и весьма полезно для самосовершенствования. Именно поэтому ясно, что буддийское учение следует сохранять. Дабы уберечь свою добродетель, я бы не хотел причинить учению вред.

    В годы правления под девизом Хуэй-чан Сюань-цзун издал указ, предписывающий восстановить преданные забвению древние буддийские храмы на святых горах, а также отдал распоряжение старшим чиновникам отобрать из буддийских монахов тех, кто прославился высокой добродетелью, и поселить в восстановленных храмах».

    Даосский бог Земли и его окружение. Китайская картина 18 века.

    873-883 г н.э.

    Крестьянское восстание в Китае.

    В 873 году  в  Китае был неурожайный, в некоторых районах удалось собрать едва половину обычного урожая; десятки тысяч людей оказались на грани голодной смерти.

    Голодные бунты привели к восстаниям.

    В средневековом городе. Фрагмент китайской картины.

    Во главе восстания встал солдат императорской гвардии, бывший мелкий торговец солью Хуан Чао. Восстание началось в северных провинциях Шандуни и Хэбэе. Затем оно проникло в Центральный Китай в провинцию Хэнань.

    Уже в 874-875 годах у Хуан Чао было около 100 тысяч вооруженных крестьян. В 879 году Хуан Чао совершил поход на Южный Китай, где взял богатейший порт Гуанчжоу  (Кантон). Повстанцы захватили себе все товары многочисленных иностранных купцов. В жарком климате юга среди солдат Хуан Чао началась сильная эпидемия. Хуан Чао отступил на север на реку Янцзы. Несмотря на последствия эпидемии, его войско продолжало увеличиваться и насчитывало к 880 году уже 250-300 тысяч человек. В ноябре 880 Хуан Чао с востока подошел к Лояну и занял его. В декабре он вступил в имперскую столицу Чанъань. Император Сицзун бежал в Сычуань.

     Повстанцы казнили членов императорской фамилии и высших сановников. Продовольствие из государственных складов раздавалось населению. Хуан Чао объявил себя императором. Два года столица оставалась в руках повстанцев.

    В 881 году Хуан Чао взял Чанъань и провозгласил себя императором под именем Да Ци. Свою социальную программу  крестьянский император выразил устами своего главного министра, заявившего, что Да Ци ничего не хочет, кроме того, чтобы облагодетельствовать простой народ. В Чанъани Хуан Чао пробыл два с половиной года.

    Рабочий с тачкой.  Китайский рисунок.

    Военачальник Чжу Вэнь, недовольный провозглашением  Хуан Чао  императорам перешел на сторону Сицзун, что изменило расстановку сил.

    В 883 году император Сицзун возвратился в столицу и отвоевал её  при помощи орд северо-западных кочевников. Началось истребление крестьян. В народе эти кровавые хищники получили название «черных воронов». Сам Хуан Чао, вынужденный бежать из Чанани, погиб в следующем году в провинции Хэнань, убитый одни из своих приближенных.

  • Еврейские караваны идут из Китая в Хазарию.
  • 880 г.н.э.

    Китайские войска покидают  Вьетнам.

    Во время  крестьянского восстания Хуан Чао в Китае,  власти отозвали войска из Вьетнама.

    Конец 9 века.

    Период нестабильности в Танской империи.

    После подавления восстания полководец Чжу Вэнь, предавший восставших, получил от императора титул  «Полностью верный». Он стал близок к трону  и мел в своем подчинении имперские войска. Подавление очагов крестьянского сопротивления продолжалось да конца 9 века

     В  894 году полководец Чжу Вэнь захватил столицу. И вывез императора в собственное поместье, но и после этого император Чжао-цзун (888-904) формально оставался император.

    Мужчина с детьми. Япония. Мастер Хисао. 19 век. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

    Евнухи были отстранены от власти, и императорская власть стала марионеткой в руках военных.

     Теперь Чжу Вэнь пришлось вести борьбу с  восставшим полководцем Ли Кэюн, войска которого состояли их наемников уйгур. Из под контроля императорской власти стали выходить районы Китая. Полководцы боролись за контроль над провинциями Китая.

    Китай конца 9 века уже не был единым государством.

    Конец 9 века.

    Япония в конце 9 века.

    В Японии стали формироваться феодальные отношения. Периодические переделы земли, предусмотренные законом, проводились редко, а затем совсем прекратились. Устанавливалась система сёэн, крестьяне получали от феодала (сёэн) земельный участок, стали платить налог не государству, а владельцу поместья. При этом крестьяне оставались формально свободными.

    Владельцы  мелких поместий, отдавались под защиту крупных феодалов, становились их сюзеренами.

    Больше всего таких вассалов было у семьи Фудзивара, которая фактически управляла Японией, устранив императоров от власти. Только императорам Уда (887-897) и Дайго (897-930) удалось выйти их под опеки рода Фудзивара, опираясь на другие знатные рода, но затем Фудзивара вернули власть.

    Конец 9 века.

    Корея в конце 9 века.

    В конце 9 века на территории Силлы стали один за другим вспыхивать вооруженные восстания.

    В конце IX столетия в Силла,  на территориях, которые ранее занимали королевства Пэкче и частью Когурё, сепаратистские силы провозгласили создание «прежних» королевств, погибших в результате  захвата их ранее Силлой.

    Руководитель восстания Кёнхвон собрал около 5000 человек и в 892 г. захватил город Мучжин-чжу (нынешний город Кванчжу провинции Южная Чолла), объявив себя королем. В 900 г. он перенес столицу севернее, в город Вансан-чжу (нынешний город Чончжу) и дал своему государству название «Позднее Пэкче» — Хупэкче. В том же году были заново учреждены чиновничьи должности Позднего Пэкче и сформированы центральные органы власти.

    Государство Когурё в северной части Силла было провозглашено на несколько лет позже Позднего Пэкче.

    Монастырь Шаолинь, основан в 495 году. Китай.

  • главная