Лимарев В.Н.
Краткая история китайской цивилизации Тан.
( факты без комментария)
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Обскурация фаза (Старость).
Первый период – «надлом».
Часть1.
Философско-революционный цикл (801-
9 век н.э.
Внутренняя алхимия.
В
конце 8-начале 9 века даосизм в империи Тан стал трансформироваться в
мистический практицизм. Поиск путей достижения индивидуального бессмертия с
помощью «внутренней алхимии».
«Внутренняя
алхимия», использует язык лабораторной алхимии, но прилагает её к процессам,
протекающим в человеческом теле.
Даосские
наставники Люй
Дунбинь (род
в
Люй
Дунбинь стал
постигать искусство бессмертия и начал демонстрировать искусство даосизма для
привлечения последователей. Однако действия его были направлены только на
достойных людей, которые своими поступками обращали на себя его внимание.
Согласно легенде:
«Пройдя длительное обучение
многочисленным техникам, Люй Дунбинь получил посвящение. Это произошло на горе
Хэ после многократных проверок стойкости его намерения. Потом Люй Дунбиня
обучили магии, алхимии, секретным формулам секты Шанцин, а также Искусству Соединения Луны
и Солнца и приему фехтования Магическим мечом. Суть приема заключалась в
отражении бед и в уничтожении грубых энергий, плотских 5 желаний, зла
и болезней. Основной практикой, в соответствии с пониманием Люй
Дунбиня, было
искусство питания. Питанием в даосской алхимии является жидкость. Ей необходимо
питать дыхание, питать сознание и питать энергию. Это также называется
«удерживать целое». Когда целое проявляется, дух успокаивается и
сосредотачивается, тогда начинается взращивание духовной мощи».
Биография Люй Дунбиня и его ученика Лю
Хайчнь окутана легендами и достоверных сведений мало.
Начало 9 века.
Евнухи становятся опорой императора Дэцзун (780-805).
В
Китае вновь в политической жизни все
больше участвуют евнухи. Император Дэцзун после
услуг евнухов при подавлении восстания
хэбэйских феодалов приблизил к себе евнухов. Они стали участвовать в
составе тайного военного совета императора и полностью прибрали к рукам
дворцовую стражу.
После
военного бунта в Цзинъюане Дэцзун (780-805) оказывал евнухам все большее
доверие. Они и вошли в состав тайного совета.
Начало 9 века.
Буддийские монастыри.
Наставник Бай-чжан.
В
конце 8, начале 9 века буддийский наставник Бай-чжан (749-814) основал
монастырь Дайтидзюсё-дзндзи и сформировал монастырские правила жизни.
В
правилах предусматривалось, что монахи должны трудиться, чтобы удовлетворять свои
повседневные потребности.
Как пример
для подражания он приводил эпизод из жизни шестого патриарха Хуй-нэна (638-713),
когда он был послушником в монастыре
пятого патриарха Хуй-жэня (601-674).
В
молодости «Великий учитель Хуй- нэн»
занимался в монастыре помолом риса и
сбором хвороста.
По
новому уставу, помимо зала Будды, был добавлен специальный монашеский зал.
Монахи там получили возможность вести
жизнь на циновках. В период усиленной аскетической практики монахи на циновках
занимались медитацией, принимали пищу и спали.
В
уставе Бай-чжан особое внимание уделялось необходимости монахам трудиться:
«День без труда - день без пищи».
В
труде Бай-чжан сам подавал другим пример.
Когда
монахи отобрали у стареющего Бай-чжана
его садовые инструменты, дабы сберечь его силы, он сохранил твердость
убеждений и отказался принимать пищу до тех пор, пока ему не вернули
инструменты.
В
распорядке монастыря периоды работы для монахов были четко определены, а
медитация, поклонение святыням и физический труд чередовались. В монастыре была чистота, порядок и
религиозная дисциплина.
Начало 9 века.
Литература Китая в начале 9 века.
В начале 9 века
в Китае начался литературный бум. В это время наивысшего расцвета
достигла публицистика. В своих работах
китайские писатели ставили вопросы о
дальнейших путях развития страны и текущих злободневных делах. Большинство
писателей принадлежали к семьям мелких чиновников, мелких землевладельцев и основное занятие их была служба. Некоторые работы были пронизаны угодничеством
к знати. Среди людей, сознающих своё умственное и моральное превосходство над
знатью, рождалось чувство протеста и
недовольства. Ярчайшим её представителем был Хань Юй (768— 823). Он
рассматривал взаимоотношения между природой и человеком, Хань Юй помещал
человека в общий ряд всего существующего в мире, принципиально не отделяя его
от природы. Этому посвящён философский трактат Хань Юя: «О человеке». В
человеке он видел не только личность, но и основу всей общественной жизни. В работах других писателей так же была
отражена идея о человеке, как о самой высокой ценности.
В средневековом Китае впервые появилась художественная
повествовательная литература на сюжеты из реальной жизни. Крупнейшим мастером
«Танской новеллы», как она стала впоследствии называться, был Юань Чжэнь.
Примечание:
Поскольку авторы танских новелл в
большинстве своем — чиновники, то и герои их — представители служилой
интеллигенции, обладающие ученой степенью или добивающиеся ее.
Образованный человек того времени
стремился сдать государственные экзамены, получить ученую степень и должность,
быстро продвинуться по общественной лестнице, а затем жениться на девушке из
богатой и знатной семьи. Жизнь шла по проторенному, заранее намеченному пути;
только вследствие опалы или неудачи на государственных экзаменах, когда герой
новеллы временно оказывался вне той общественной среды, к которой он
принадлежал, с ним происходили всякие удивительные истории. В ряде новелл герой
влюбляется в гетеру или девушку незнатного происхождения. Но такого рода любовь
была несовместима с чиновничьей карьерой, — отсюда недолговечность
подобных любовных связей и трагическая развязка большинства новелл этого типа.
В эпоху Тан множество юношей из далеких
провинций Китая приезжали в столицу Чанъань. Рано или поздно они попадали в
знаменитый квартал Пинканли, где жили гетеры. Красивые, изящные, умные,
образованные, превосходные собеседницы, не скованные сословными предрассудками
и конфуцианской моралью, эти девушки производили неизгладимое впечатление на
неопытных провинциалов. Зарождалась любовь, приходилось на время отказаться от
карьеры, но о браке даже мысли возникнуть не могло. В танскую эпоху существовал
кодекс правил поведения юноши из благородной семьи, было точно установлено, на ком
он мог и на ком не мог жениться, а так как гетера (обычно это девушка из
народа, которую в детстве купили у неимущих родителей) по своему социальному
положению немногим отличалась от рабыни, то женитьба на ней была делом
неслыханным. Тем больший интерес представляют для нас те танские новеллы, в
которых гетера противопоставляется женщине из высших слоев общества и
наделяется самыми лучшими качествами.
(«Танские
новеллы» перевод с китайского О Фишман и
А Тишкова)
Начало
9 века.
Основание японской буддийской
школы Тэндай.
В Китае укоренился Дзен буддизм. В начале 9 века между
буддистами различных школ было достигнуто примирение, и буддизм встал все
больше иметь вес в общественной жизни. Для более глубоко изучения буддизма в
Китай прибывали буддисты их Кореи и Японии. В начале века (804-805 год) посещал
Китай японский монах Сайтё (762-822), известный так же под именем Дантё-Дайси, который стал основателям
буддийской школы Тэндай в Японии.
Он изучил основы Северной буддийской школы, а так де
признавал и почитал Шестого патриарха (Хуй-нэна) и привез в Японию биографию
этого патриарха («Сокэй дайси бэцудэн») и так же посетил священную гору Годзу,
установив контакты с монахами Южной школы буддизма.
Первая половина 9 века
Последователи Шестого
патриарха.
Буддисты,
последователи Шестого патриарха (Хуй-нэна), в начале девятого века были
рассеяны по всей стране. Их движение именовалось «патриарший Дзэн».
Четыре
наставника связанные между собой отношениями «учитель-ученик» создали
«патриарший Дзен»
Это
Ма-цзу (709-788), его ученик Бай-чжан
(749-814), Хуан-бо Си-юнь (ум.850г.), и Линь-цхзы И (ум.
Собрание
речей Ма-цзу, Бай-чжана, Хуан-бо и Линь–цзы были сведены в один
том, под названием «Собрание четырех домов Ма-цзу».
Главной
темой, которую развивал патриарх Линь-цзы, являлся человек, как личность, его
проблемы.
Истинного человека Линь-цзы не искал среди патриархов прошлого, он хотел его
увидеть среди своих учеников.
«Обычный человек» - это истинный
человек, в любых жизненных ситуациях, независимо от внешних и внутренних
обстоятельств, остается простым, естественным и прямолинейным, который не
претендует на то, что является необычным, живет в настоящем, истинный человек
без ранга, прибывающий в гармонии с природой, следует пути «обыденного
сознания» и является учеником Дао.
Линь-цзы
оговорил, что простой человек не палочка
для подтирания зада (туалетная бумага).
В работах исследователей дзен-буддизма говорится о работах Линь-цзы, как
о дальневосточном варианте гуманизма.
806-
Сяньцзун император Китая.
Во
время правления императора Сяньцзуна был наведен порядок в империи.
Командующий императорской армией Пэй Ду подавил
несколько анти династических мятежей, в
том числе мятеж Юаньцзы в 814 году и
стал первым советником императора.
Император Сяньцзун отошел от
государственных дел и занялся украшением столицы. Он
увлекался также поисками эликсира бессмертия и держал при дворе некоего даоса
Лю Ми, который, как говорили, знал секрет эликсира.
Власть в государстве постепенно перешла к группе чиновникам и
евнухам. Выдвинулись чиновники Хуан Фубо и Чэн И; Хуан Футо стал распоряжаться
государственной казной, Чэн И налогами от продажи соли и железа, и они сосредоточили в своих руках власть.
Советник Пэй Ду сообщил императору, что
деньги этими чиновниками разворовываются. Император не поддержал полководца, и
он ушел в отставку, остаток жизни провел
развлекаясь с женщинами.
Евнух
Тутучэнцуй подчинил себе военачальников по всей стране, единолично отдавал
приказы о военных экспедициях.
Примечание:
«Сорок тысяч женщин, находившихся в трех
дворцах Чанъани и в двух дворцах Восточной столицы, ничего не стоили по
сравнению с наложницей Мэй, да и сами гаремные красавицы понимали, что не могут
с ней равняться. Император удостоил её своей любовью.
В то время мир надолго воцарился в
стране, и на границах не было никаких беспорядков. Император ежедневно пировал
со своими братьями; их связывала тесная дружба. На пирах Мэй всегда находилась
рядом с императором. Как-то раз он приказал красавице угостить его братьев
апельсинами. Когда она подошла к принцу Хань, тот исподтишка наступил ей на
ногу. Мэй немедленно удалилась к себе. Император приказал позвать ее, но она
велела ответить:
— Я пришиваю к туфле оторванную
жемчужину; пришью — тогда приду.
Прошло довольно много времени; император
сам пошел за ней. Подобрав полы платья, Мэй поднялась навстречу императору и
сказала, что она не может идти с ним, так как у нее болит грудь. Так и не
вышла: вот как она была уверена в любви императора. В другой раз император и
Мэй состязались в приготовлении чая, а братья наблюдали за ними. Император в
шутку сказал братьям:
— Она — дух сливового дерева.
Когда играет на флейте из белой яшмы и исполняет танец «Встревоженного лебедя»,
равных ей не найдешь. Вот видите, и теперь взяла надо мной верх!
(Танская новелла «Повесть о фаворитке
Мэй, автор Цао Е)
806 г н.э.
Уйгуры совершают набег на
Китай.
Уйгуры вместе
с татабами организовали набег на Китай и пограбили китайские провинции, и получили отпор. В Китай прибыло уйгурское посольство,
состоящее из манихейского духовенства, китайцы отрицательно относились к
исповедованию уйгурами манихейства, но
мир был необходим и Китай принял
мирную уйгурскую делегацию.
808 г н.э.
Племя шато получило
китайское подданство.
Племя шато находилось на отторгнутых тибетцами от
Китая территориях. В 808 году весь народ шато (30 тыс. человек) принял решение
перекочевать в Китай. Тибетцы остановили племя у самой китайской границы.
Началось беспощадное истребление тибетцами племени шато. До Китая дошли только 2 тысячи человек.
Китайцы приняли племя и создали из них пограничный
отряд.
809-
Мирные переговоры между
Тибетом и Китаем.
Тибет
неоднократно предлагал Китаю мирные переговоры для установления границ между государствами и организации
торговли.
В
809 году начались мирные переговоры, в которых Китай занял жесткую неуступчивую
позицию.
Тибетцы
осуществили успешный рейд по территории Китая, что сделало Китай при
непрекращающихся набегах уйгур более уступчивым.
В
813 году Китай принял предложение тибетцев о границе и меновой торговле, что
позволяла тибетцам приобретать товары у населения Китая, минуя перекупщиков купцов.
817г н.э.
Разрыв китайско-уйгурских
отношений.
В
817 году ухудшились отношение между Уйгурией и Китаем. Причиной тому была деятельность уйгурского
посольства состоящего из манихейцев. Конфуцианцы были противники мистических
упражнений, которые пропагандировали манихейцы. Манихейцев, т.е. уйгурское
посольство, выслали их Китая. Это означало разрыв китайско-уйгурских отношений.
817 -
Тибетско-китайская война…и
мирный договор.
Воспользовавшись
разрывом отношений между уйгурами и китайцами, на Китай напали тибетцы. На границе двух государств начались
пограничные бои. Это привело к тому, что
Китай и Уйгурия снова объединились
против общего врага тибетцев в 821 году.
Отношения между Китаем и Уйгурией было скреплено династическим браком.
Китайцы и уйгуры выступили против тибетцев и остановили тибетскую военную
экспансию. Тибетцы выступили за мир, с
условием сохранения ими захваченных территорий, слабый Китай принял эти условия. Между Китаем и Тибетом был
заключен мирный договор, читайте фрагмент из договора:
«… Тибетцы должны вкусить спокойствие в
Тибете, китаец да вкусит веселье в Китае, каждый, соблюдая сей клятвенный
договор вечно, не должен разрывать оного. Перед образом богов и мудрых, перед
лицом солнца, луны, и звезд, над закладным скотом утверждаем клятву».
Оценку
мирного договора дает Л.Н. Гумилев в
книге «Древние тюрки:
«В этой грандиозной войне победа досталась
Тибету. Караванный путь был завоеван прочно, пограничные воинственные китайцы
были истреблены, а дальнейшее углубление в Китай не имело смысла, так как
введение китайского элемента в страну, боровшуюся с Китаем, только бы ослабило
её внутреннюю мощь… Тибет разделил восток и запад и встал между ними как третий
равный».
821-
Му-цзун император Китая.
После
смерти императора Сянь-цзуна в результате дворцовых интриг, в которых активное участие принимали
евнухи к власти пришел представитель танской династии Ли Хэй, взявший
императорское имя Му-цзун. В империи
фактически установилась власть евнухов.
Но власть евнухов не была безграничной. Им приходилось находиться в постоянной борьбе с богатыми дворами и военными генерал-губернаторами. В это время насчитывалось 10 генерал-губернаторов, которым подчинялись общей сложностью почти полмиллиона солдат. Вначале были облечены лишь военной властью, а административными делами и финансами в подведомственных округах и уездах занимались чиновники, специально назначенные императорским двором. Но постепенно они сосредоточили в своих руках и гражданское управление, и финансы, «ибо у них были и земли, и народ, и армия, и богатства».
826-
Вэнь-цзун император Китая.
После
короткого правления императора Цзин-цзун
(824-826), императором стал Вэнь-цзун.
Где-то с этого времени евнухи назначали на императорскую должность и отстраняли
от власти (в том числе убив императора) до военного переворота 894 года.
Императорская
власть при управлении евнухов была слаба. Начали набирать обороты центробежные силы. Местные
феодалы, а так же генерал-губернаторы стали всем более самостоятельными. В 835
году император Вэнь-цзун сделал попытку
освободиться от опеки евнухов, опираясь на чиновников, но потерпел неудачу. С
это времени власть в империи перешла
к евнухам, возглавляющим дворцовую
стражу.
Императорские войска провели успешную военную операцию против татабов на севере-востоке от Китая и с 835 по 840 год подчинили
их.
840-
У-цзун император Китая.
Объединившись,
евнухи полностью контролировали императорскую власть.
Китай
выдержал натиск уйгуров, уйгуры были разгромлены. Этому способствовали
установившиеся контакты с кыргызами. В 841 году в Китай прибыл киргизский посол и стороны договорились о
совместных действиях против уйгур, когда уйгуры в 842 году напади на Китай,
кыргызы им ударили в тыл.
840- 843г н.э.
Уничтожение уйгурского
ханства.
В
840 году зима выпала многоснежная, пало много овец и лошадей, к голоду
добавилась моровая язва, уйгуры ослабели от голода и эпидемий.
Не
имея средств для прокорма, уйгуры напали на Китай в 841 году, сначала им
сопутствовал успех, но затем китайская армия нанесла им поражение в 842 году,
отбросив их в Манчжурию, где восстали против уйгуров татабы, и вместе с
китайскими войсками стали их добивать. С
одной стороны остатки уйгур добивали китайцы, с другой кыргызы, пришедшие в
Манчжурию с десятитысячным войском.
Немного спасшихся уйгур укрылись в
лесах и горах, промышляя грабежом.
Китайцы
же сразу после разгрома уйгуров собрали книги манихеев и идолов, и все было
предано огню, а имущество взято в казну. Манихейская община была разгромлена, и
это дало дорогу буддийской пропаганде. В дальнейшем буддизм полностью вытеснил
манихейство.
Евнухи конфискуют
земли буддийских монастырей.
Буддисты прохладно относились к власти евнухов в империи Тан. Они имели
монастырские земли, где работали буддистские монахи. В
Согласно буддийских традиций это время называется "великим гонением на буддизм". После этих гонений выжили два направления буддизма: школа Дзэн и популярная у простого народа школа Чистой Земли.
846-
Сюань-цзун
император Китая.
При императоре Сюань-цзун
власть так держали в своих руках евнухи.
При
Сюань-цзуне (847-860) первым министром Лин Хутао была предпринята безуспешная
попытка расправиться с евнухами. Управление евнухов усиливало центробежные силы
в Китае.
В 858 году произошло сильное наводнение в
районе Великого Канала, были затоплены обширные районы Китая, что привело к
гибели большого числа людей. Поползли по Китаю слухи, что стихийные бедствия
следствие того, что на династию Тан прогневалось Небо, и эта династия утратила
право на трон.
К
концу правления императора Сюань-цзун империю стали
потрясать народные восстания.
848-
Уйгуры образуют новое
ханство.
В 8 веке Дуньхуань
был воротами Китая на Запад, остуда начинался Великий шелковый путь. В 848 году
в Дуньхуане вспыхнуло восстание местного китайского населения под руководством
офицера Чжан И-чао, против тибетцев, контролирующих этот район. Для защиты от тибетцев
он обратился за помощью к уйгурам, остатки
которых после разгрома Уйгурии увел на запад полководец Пан Торэ. Десять лет тибетцы делали попытки усмирить восстание.
Закончилось восстание
образованием уйгурского ханства в 856 году со ставкой в оазисе Кучу.
Который пожелал возобновить союз с Китаем.
Это ханство смогло существовать только как следствие
борьбы Тибета с Китаем и кочевниками.
главная