Краткая история китайской цивилизации Тан. (801- 850г н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Тан.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Обскурация фаза (Старость).

    Первый период – «надлом».

    Часть1. Философско-революционный цикл  (801- 850 г н.э.).

    Даосский бог... Гонконг. (Фото Лимарева В.Н.)

  • Надлом. (9 век от начала этнич. истории)
  • 9 век н.э.

     

    Внутренняя алхимия.

  • Даосская алхимия.
  • В конце 8-начале 9 века даосизм в империи Тан стал трансформироваться в мистический практицизм. Поиск путей достижения индивидуального бессмертия с помощью «внутренней алхимии».

    «Внутренняя алхимия», использует язык лабораторной алхимии, но прилагает её к процессам, протекающим в человеческом теле.

    Даосский дух Запада. Китай.

    Даосские наставники Люй Дунбинь (род в 798 г.) и его  ученик Лю Хайчнь определили  путь позднего даосизма, истоки которого в конце 8 - 9 веке.

    Люй Дунбинь стал постигать искусство бессмертия и начал демонстрировать искусство даосизма для привлечения последователей. Однако действия его были направлены только на достойных людей, которые своими поступками обращали на себя его внимание.
    Согласно легенде:

    «Пройдя длительное обучение многочисленным техникам, Люй Дунбинь получил посвящение. Это произошло на горе Хэ после многократных проверок стойкости его намерения. Потом Люй Дунбиня обучили магии, алхимии, секретным формулам секты Шанцин, а также Искусству Соединения Луны и Солнца и приему фехтования Магическим мечом. Суть приема заключалась в отражении бед и в уничтожении грубых энергий, плотских 5 желаний, зла и болезней. Основной практикой, в соответствии с пониманием Люй Дунбиня, было искусство питания. Питанием в даосской алхимии является жидкость. Ей необходимо питать дыхание, питать сознание и питать энергию. Это также называется «удерживать целое». Когда целое проявляется, дух успокаивается и сосредотачивается, тогда начинается взращивание духовной мощи».

    Биография  Люй Дунбиня и его ученика Лю Хайчнь окутана легендами и достоверных сведений мало.

    Чиновник. Китайская статуэтка периода  Тан.

    Начало 9 века.

    Евнухи становятся опорой императора Дэцзун (780-805).

    В Китае  вновь в политической жизни все больше участвуют евнухи. Император Дэцзун после  услуг евнухов при подавлении восстания  хэбэйских феодалов приблизил к себе евнухов. Они стали участвовать в составе тайного военного совета императора и полностью прибрали к рукам дворцовую стражу.

    После военного бунта в Цзинъюане Дэцзун (780-805) оказывал евнухам все большее доверие. Они и вошли в состав тайного совета.

    Начало 9 века.

    Буддийские монастыри.  Наставник Бай-чжан.

    В конце 8, начале 9 века буддийский наставник Бай-чжан (749-814) основал монастырь Дайтидзюсё-дзндзи и сформировал монастырские правила жизни.

    В правилах предусматривалось, что монахи  должны трудиться, чтобы удовлетворять свои повседневные потребности.

    Как пример для подражания он приводил эпизод из жизни шестого патриарха Хуй-нэна (638-713), когда он был послушником   в монастыре пятого патриарха Хуй-жэня (601-674).

    В молодости «Великий учитель  Хуй- нэн» занимался в монастыре помолом риса  и сбором хвороста.

    По новому уставу, помимо зала Будды, был добавлен специальный монашеский зал. Монахи там  получили возможность вести жизнь на циновках. В период усиленной аскетической практики монахи на циновках занимались медитацией, принимали пищу и спали.

    В уставе Бай-чжан особое внимание уделялось необходимости монахам трудиться: «День без труда - день без пищи».

    В труде Бай-чжан  сам  подавал другим пример.

    Когда монахи отобрали у стареющего Бай-чжана  его садовые инструменты, дабы сберечь его силы, он сохранил твердость убеждений и отказался принимать пищу до тех пор, пока ему не вернули инструменты.

    В распорядке монастыря периоды работы для монахов были четко определены, а медитация, поклонение святыням и физический труд чередовались.  В монастыре была чистота, порядок и религиозная дисциплина.

    Наставник и ученицы в средневековом Китае периода Тан

    Начало 9 века.

    Литература   Китая в начале 9 века.

    В начале 9 века  в Китае начался литературный бум. В это время наивысшего расцвета достигла публицистика.  В своих работах китайские писатели ставили вопросы  о дальнейших путях развития страны и текущих злободневных делах. Большинство писателей принадлежали к семьям мелких чиновников, мелких землевладельцев  и основное занятие их была служба.  Некоторые работы были пронизаны угодничеством к знати. Среди людей, сознающих своё умственное и моральное превосходство над знатью, рождалось  чувство протеста и недовольства. Ярчайшим её представителем был Хань Юй (768— 823). Он рассматривал взаимоотношения между природой и человеком, Хань Юй помещал человека в общий ряд всего существующего в мире, принципиально не отделяя его от природы. Этому посвящён философский трактат Хань Юя: «О человеке». В человеке он видел не только личность, но и основу всей общественной жизни.  В работах других писателей так же  была  отражена идея о человеке, как о самой высокой ценности.

    В средневековом Китае впервые появилась художественная повествовательная литература на сюжеты из реальной жизни. Крупнейшим мастером «Танской новеллы», как она стала впоследствии называться, был Юань Чжэнь.

    Примечание:

    Поскольку авторы танских новелл в большинстве своем — чиновники, то и герои их — представители служилой интеллигенции, обладающие ученой степенью или добивающиеся ее.

    Образованный человек того времени стремился сдать государственные экзамены, получить ученую степень и должность, быстро продвинуться по общественной лестнице, а затем жениться на девушке из богатой и знатной семьи. Жизнь шла по проторенному, заранее намеченному пути; только вследствие опалы или неудачи на государственных экзаменах, когда герой новеллы временно оказывался вне той общественной среды, к которой он принадлежал, с ним происходили всякие удивительные истории. В ряде новелл герой влюбляется в гетеру или девушку незнатного происхождения. Но такого рода любовь была несовместима с чиновничьей карьерой, — отсюда недолговечность подобных любовных связей и трагическая развязка большинства новелл этого типа.

    В эпоху Тан множество юношей из далеких провинций Китая приезжали в столицу Чанъань. Рано или поздно они попадали в знаменитый квартал Пинканли, где жили гетеры. Красивые, изящные, умные, образованные, превосходные собеседницы, не скованные сословными предрассудками и конфуцианской моралью, эти девушки производили неизгладимое впечатление на неопытных провинциалов. Зарождалась любовь, приходилось на время отказаться от карьеры, но о браке даже мысли возникнуть не могло. В танскую эпоху существовал кодекс правил поведения юноши из благородной семьи, было точно установлено, на ком он мог и на ком не мог жениться, а так как гетера (обычно это девушка из народа, которую в детстве купили у неимущих родителей) по своему социальному положению немногим отличалась от рабыни, то женитьба на ней была делом неслыханным. Тем больший интерес представляют для нас те танские новеллы, в которых гетера противопоставляется женщине из высших слоев общества и наделяется самыми лучшими качествами.

    («Танские новеллы»  перевод с китайского О Фишман и А Тишкова)

    Будда. Япония. Мастер Юэй. 18 век. Храм Кангэцуин. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Начало 9 века.

    Основание японской буддийской школы Тэндай.

    В Китае укоренился Дзен буддизм. В начале 9 века между буддистами различных школ было достигнуто примирение, и буддизм встал все больше иметь вес в общественной жизни. Для более глубоко изучения буддизма в Китай прибывали буддисты их Кореи и Японии. В начале века (804-805 год) посещал Китай японский монах Сайтё (762-822), известный так же под именем   Дантё-Дайси, который стал основателям буддийской школы Тэндай в Японии.

    Он изучил основы Северной буддийской школы, а так де признавал и почитал Шестого патриарха (Хуй-нэна) и привез в Японию биографию этого патриарха («Сокэй дайси бэцудэн») и так же посетил священную гору Годзу, установив контакты с монахами Южной школы буддизма.

    Первая половина 9 века

    Последователи Шестого  патриарха.

    Буддисты, последователи Шестого патриарха (Хуй-нэна), в начале девятого века были рассеяны по всей стране. Их движение именовалось «патриарший Дзэн».

    Четыре наставника связанные между собой отношениями «учитель-ученик» создали «патриарший Дзен»

    Это Ма-цзу (709-788),  его ученик Бай-чжан (749-814), Хуан-бо Си-юнь (ум.850г.), и Линь-цхзы И (ум. 866 г.)

    Собрание речей Ма-цзу, Бай-чжана, Хуан-бо и Линь–цзы были сведены  в  один том, под названием «Собрание четырех домов Ма-цзу».

    Главной темой, которую развивал патриарх Линь-цзы, являлся человек, как личность, его проблемы.
    Истинного человека Линь-цзы не искал среди патриархов прошлого, он хотел его увидеть среди своих учеников.

    «Обычный человек» - это истинный человек, в любых жизненных ситуациях, независимо от внешних и внутренних обстоятельств, остается простым, естественным и прямолинейным, который не претендует на то, что является необычным, живет в настоящем, истинный человек без ранга, прибывающий в гармонии с природой, следует пути «обыденного сознания» и является учеником Дао.

    Линь-цзы оговорил, что простой человек не палочка  для подтирания зада (туалетная бумага).  В работах исследователей дзен-буддизма говорится о работах Линь-цзы, как о дальневосточном варианте гуманизма.

    Иллюстрация к роману: Сон в Красном тереме. 19 век. Китай.

    806-820 г н.э.

    Сяньцзун император Китая.

    Во время правления императора Сяньцзуна был наведен порядок в империи. Командующий императорской армией Пэй Ду подавил несколько анти династических  мятежей, в том числе мятеж   Юаньцзы в 814 году и стал первым советником императора.

    Император Сяньцзун отошел от государственных дел и занялся украшением столицы. Он увлекался также поисками эликсира бессмертия и держал при дворе некоего даоса Лю Ми, который, как говорили, знал секрет эликсира.

    Власть в государстве постепенно перешла к группе чиновникам и евнухам. Выдвинулись чиновники Хуан Фубо и Чэн И; Хуан Футо стал распоряжаться государственной казной, Чэн И налогами от продажи соли и железа,  и они сосредоточили в своих руках власть. Советник Пэй Ду сообщил императору,  что деньги этими чиновниками разворовываются. Император не поддержал полководца, и он ушел в отставку,  остаток жизни провел развлекаясь с женщинами.

    Евнух Тутучэнцуй подчинил себе военачальников по всей стране, единолично отдавал приказы о военных экспедициях.

    Примечание:

    «Сорок тысяч женщин, находившихся в трех дворцах Чанъани и в двух дворцах Восточной столицы, ничего не стоили по сравнению с наложницей Мэй, да и сами гаремные красавицы понимали, что не могут с ней равняться. Император удостоил её своей любовью.

    В то время мир надолго воцарился в стране, и на границах не было никаких беспорядков. Император ежедневно пировал со своими братьями; их связывала тесная дружба. На пирах Мэй всегда находилась рядом с императором. Как-то раз он приказал красавице угостить его братьев апельсинами. Когда она подошла к принцу Хань, тот исподтишка наступил ей на ногу. Мэй немедленно удалилась к себе. Император приказал позвать ее, но она велела ответить:

    — Я пришиваю к туфле оторванную жемчужину; пришью — тогда приду.

    Фантастический зверь кинг. Средневековая китайская гравюра.

    Прошло довольно много времени; император сам пошел за ней. Подобрав полы платья, Мэй поднялась навстречу императору и сказала, что она не может идти с ним, так как у нее болит грудь. Так и не вышла: вот как она была уверена в любви императора. В другой раз император и Мэй состязались в приготовлении чая, а братья наблюдали за ними. Император в шутку сказал братьям:

    — Она — дух сливового дерева. Когда играет на флейте из белой яшмы и исполняет танец «Встревоженного лебедя», равных ей не найдешь. Вот видите, и теперь взяла надо мной верх!

    (Танская новелла «Повесть о фаворитке Мэй, автор Цао Е)

    806  г н.э.

    Уйгуры совершают набег на Китай.

    Уйгуры вместе с татабами организовали набег на Китай и пограбили китайские провинции, и  получили отпор. В Китай прибыло уйгурское посольство, состоящее из манихейского духовенства, китайцы отрицательно относились к исповедованию уйгурами манихейства, но  мир был необходим  и Китай принял мирную уйгурскую делегацию.

    808  г н.э.

    Племя шато получило китайское подданство.

    Племя шато находилось на отторгнутых тибетцами от Китая территориях. В 808 году весь народ шато (30 тыс. человек) принял решение перекочевать в Китай. Тибетцы остановили племя у самой китайской границы. Началось беспощадное истребление тибетцами племени шато.  До Китая дошли только 2 тысячи человек.

    Китайцы приняли племя и создали из них пограничный отряд.

    Буддийская церемония в современном Тибете.

    809-813 г н.э.

    Мирные переговоры между Тибетом и Китаем.

    Тибет неоднократно предлагал Китаю мирные переговоры для установления границ  между государствами и организации торговли. 

    В 809 году начались мирные переговоры, в которых Китай занял жесткую неуступчивую позицию.

    Тибетцы осуществили успешный рейд по территории Китая, что сделало Китай при непрекращающихся набегах уйгур более уступчивым.

    В 813 году Китай принял предложение тибетцев о границе и меновой торговле, что позволяла тибетцам приобретать товары у населения  Китая, минуя перекупщиков купцов.

    817г н.э.

    Разрыв китайско-уйгурских отношений.

    В 817 году ухудшились отношение между Уйгурией и Китаем.  Причиной тому была деятельность уйгурского посольства состоящего из манихейцев. Конфуцианцы были противники мистических упражнений, которые пропагандировали манихейцы. Манихейцев, т.е. уйгурское посольство, выслали  их Китая.  Это означало разрыв китайско-уйгурских отношений.

    817 - 821 г н.э.

    Тибетско-китайская война…и мирный договор.

    Воспользовавшись разрывом отношений между уйгурами и китайцами, на Китай напали тибетцы.  На границе двух государств начались пограничные бои.  Это привело к тому, что Китай и Уйгурия  снова объединились против общего врага тибетцев в 821 году.  Отношения между Китаем и Уйгурией было скреплено династическим браком. Китайцы и уйгуры выступили против тибетцев и остановили тибетскую военную экспансию.  Тибетцы выступили за мир, с условием сохранения ими захваченных территорий, слабый Китай принял  эти условия. Между Китаем и Тибетом был заключен мирный договор, читайте фрагмент из договора:

    «… Тибетцы должны вкусить спокойствие в Тибете, китаец да вкусит веселье в Китае, каждый, соблюдая сей клятвенный договор вечно, не должен разрывать оного. Перед образом богов и мудрых, перед лицом солнца, луны, и звезд, над закладным скотом утверждаем клятву».

    Оценку мирного договора дает Л.Н. Гумилев в книге «Древние тюрки:

    «В этой грандиозной войне победа досталась Тибету. Караванный путь был завоеван прочно, пограничные воинственные китайцы были истреблены, а дальнейшее углубление в Китай не имело смысла, так как введение китайского элемента в страну, боровшуюся с Китаем, только бы ослабило её внутреннюю мощь… Тибет разделил восток и запад и встал между ними как третий равный».

    Император с наложницами. Средневековый рисунок. Музей Запретного города. Пекин.

    821-824 г н.э.

    Му-цзун император Китая.

    После смерти императора Сянь-цзуна в результате дворцовых  интриг, в которых активное участие принимали евнухи к власти пришел представитель танской династии Ли Хэй, взявший императорское имя Му-цзун.   В империи фактически установилась власть евнухов.

    Но власть евнухов не была безграничной. Им приходилось находиться в постоянной борьбе с богатыми дворами и военными генерал-губернаторами. В это время насчитывалось 10  генерал-губернаторов, которым подчинялись общей сложностью почти полмиллиона солдат. Вначале были облечены лишь военной властью, а административными делами и финансами в подведомственных округах и уездах занимались чиновники, специально назначенные императорским двором. Но постепенно они сосредоточили в своих руках и гражданское управление, и финансы, «ибо у них были и земли, и народ, и армия, и богатства».

    826-840 г н.э.

    Вэнь-цзун император Китая.

    После короткого правления императора Цзин-цзун (824-826), императором стал Вэнь-цзун. Где-то с этого времени евнухи назначали на императорскую должность и отстраняли от власти (в том числе убив императора) до военного переворота 894 года.

    Императорская власть при управлении евнухов была слаба. Начали  набирать обороты центробежные силы. Местные феодалы, а так же генерал-губернаторы стали всем более самостоятельными. В 835 году император   Вэнь-цзун сделал попытку освободиться от опеки евнухов, опираясь на чиновников, но потерпел неудачу. С это времени  власть в империи перешла к  евнухам, возглавляющим дворцовую стражу.
    Императорские войска провели успешную военную операцию против  татабов на севере-востоке  от Китая и с 835 по 840 год подчинили их. 

    Танцовщицы у императора. Китай. Пекин  (Средние века). Музей Запретного города.

    840-846 г.н.

    У-цзун император Китая.

    Объединившись, евнухи полностью контролировали императорскую власть.

    Китайская богиня Нюйва. Китай.

    Китай выдержал натиск уйгуров, уйгуры были разгромлены. Этому способствовали установившиеся контакты с кыргызами. В 841 году в Китай прибыл  киргизский посол и стороны договорились о совместных действиях против уйгур, когда уйгуры в 842 году напади на Китай, кыргызы им ударили в тыл.

    840- 843г н.э.

    Уничтожение уйгурского ханства.

    В 840 году зима выпала многоснежная, пало много овец и лошадей, к голоду добавилась моровая язва, уйгуры ослабели от голода и эпидемий.

    Не имея средств для прокорма, уйгуры напали на Китай в 841 году, сначала им сопутствовал успех, но затем китайская армия нанесла им поражение в 842 году, отбросив их в Манчжурию, где восстали против уйгуров татабы, и вместе с китайскими войсками стали их добивать.  С одной стороны остатки уйгур добивали китайцы, с другой кыргызы, пришедшие в Манчжурию с десятитысячным войском.  Немного спасшихся уйгур укрылись в  лесах и горах, промышляя грабежом.

    Китайцы же сразу после разгрома уйгуров собрали книги манихеев и идолов, и все было предано огню, а имущество взято в казну. Манихейская община была разгромлена, и это дало дорогу буддийской пропаганде. В дальнейшем буддизм полностью вытеснил манихейство.

  • Манихейство в Уйгурии или «видовое самоубийство».
  • 845 г н.э.

    Евнухи  конфискуют земли буддийских монастырей.

    Буддисты прохладно относились к власти евнухов в империи Тан. Они имели монастырские земли, где работали буддистские монахи. В 845 г. евнухами, при марионеточном императоре У-цзун, был издан закон о  конфискации земель буддийских монастырей, которые казались слишком богатыми при оскудевшей казне.

    Согласно буддийских традиций это время называется "великим гонением на буддизм". После этих гонений выжили два направления буддизма: школа Дзэн и популярная у простого народа школа Чистой Земли.

    Беседка императора. Китай. (Средние века)

    846- 859 г н.э.

    Чудовище Линъюй. китай

    Сюань-цзун император Китая.

    При императоре Сюань-цзун власть так держали в своих руках евнухи.

    При Сюань-цзуне (847-860) первым министром Лин Хутао была предпринята безуспешная попытка расправиться с евнухами.  Управление евнухов усиливало центробежные силы в Китае.

     В 858 году произошло сильное наводнение в районе Великого Канала, были затоплены обширные районы Китая, что привело к гибели большого числа людей. Поползли по Китаю слухи, что стихийные бедствия следствие того, что на династию Тан прогневалось Небо, и эта династия утратила право на трон.

    К концу правления императора Сюань-цзун империю стали потрясать народные восстания.

    848-860 г н.э.

    Уйгуры образуют новое ханство.

    В 8  веке Дуньхуань был воротами Китая на Запад, остуда начинался Великий шелковый путь. В 848 году в Дуньхуане вспыхнуло восстание местного китайского населения под руководством офицера Чжан И-чао, против тибетцев, контролирующих этот район. Для защиты от тибетцев  он обратился за помощью к уйгурам, остатки которых после разгрома Уйгурии увел на запад полководец Пан Торэ.  Десять лет тибетцы  делали попытки усмирить восстание.

    Закончилось восстание  образованием уйгурского ханства в 856 году со ставкой в оазисе Кучу. Который пожелал возобновить союз с Китаем.

    Это ханство смогло существовать только как следствие борьбы Тибета  с Китаем  и кочевниками.

    Буддийский пещерный монастырь в Лояне (Китай).

  • главная