Краткая история китайской цивилизации Тан. (751- 800 г н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Тан.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Акматическая фаза. (Зрелость).

    Четвертый период – «гегемония».

    Часть 2. Стабилизационно-философский  цикл  (751- 800 г н.э.)

     

    Император Сюаньцзун отрекается от престола в пользу сына Суцзуна, делает наставления. Средневековый рисунок.

  • Гегемония. (8 век от начала этнич. истории)
  • Карта империи Тан. Около 750 года.
  • Северный маршрут Великого шелкового пути (7-8 век). (карта)
  • Золотой век китайской поэзии. Поэты: Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй...

  • Наемные войска опустошают империю Тан в 755-763 годах.
  • Середина 8 века.

    Зло скопления земель.

     

    Хотя надельная система в империи Тан существовала, но законы ослабли. По закону землю нельзя было ни продавать, ни закладывать, так как она являлась государственной собственностью. Но следить за соблюдением этого закона были призваны местные чиновники, а они часто стремились как раз к обратному, т. е. к тому, чтобы такие запреты не действовали. Однако самым выгодным для феодалов был способ захвата земли путём сокрытия от государственного контроля крестьянских дворов и дальнейшего присвоения крестьянских участков. В связи с этим возрастало число крестьян, обрабатывавших участки земли, которая принадлежала отдельному феодалу, и находившихся от него в зависимости. Это означало, что в Китае росло и укреплялось феодальное поместье. Но налоги с надельного крестьянства составляли основной источник доходов казны, и уменьшение числа облагаемых дворов вело к сокращению налоговых поступлений.

    Указ императора 752 года известны под названием «Зло скопления земель» указывал на то, что богачи заставляют крестьян вспахивать целину, а затем прибирают её к своим рукам; в нарушение закона они скупают подушные и промысловые наделы, подделывают подворные списки с тем, чтобы утаить от государства крестьянские дворы и захватить их. Эти же богачи захватывают земли путём выдачи ссуд под заклад надельных участков.

    Власти стремилось возместить убыль налоговых поступлений, увеличивая обложение. В 50-х годах VIII в., кроме обычных налогов с продукции, государство стало взимать ещё особые подворные и земельные налоги. К этому присоединялись поборы и вымогательства местных властей. Крестьяне стремились бежать от непосильного бремени государственных налогов и от произвола чиновников, но, отдаваясь под покровительство феодала, и попадали в зависимость от него.

    Вторая половина 8 века.

    Япония во второй половине 8 века.

     

    Всадник стреляющий из лука. 17 век. Японское блюдо. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Во второй  половине 8 века власть в государстве сосредоточилась в руках членов дома Фудзивара, которые были крупными землевладельцами, занимавшие важнейшие государственные посты. Императоры и принцы крови должны были брать себе  жен из этого дома.  Лишая императорской власти, Фудзивара  правили в качестве канцлеров, а ещё чаще в качестве регентов при малолетних императорах, вынуждая неугодных отрекаться от престола и подстригаться в монахи. Императорский престол часто занимали женщины; при них возрастало влияния буддийского духовенства. При императрице Сётоку (764-770) большое влияние имел буддийский монах Догё. В 781 году  Фудзивара запретили женщинам занимать императорский престол. В этот период китайская культура, религия, философия , искусство имеют большое влияние на развитие культуры Японии, точней её господствующего класса. Китайский язык стал языком высшего общества, официальной переписки, литературы.

    Во второй половине 8 века был создан  сборник народной поэзии  японских поэтов 4-8 века под названием «Мириады лепестков».

    Доктрина конфуцианства обожествления предков, сыновнего почитания родителей, беспрекословного подчинения низших общественных слоев высшим , что стихийные бедствия вызываются порочностью государей, были приняты высшим японским обществом. Японцы вели постоянно военные действия против племен айны, обитавших на севере и северо-востоке страны. У них захватывали их земле, оттесняя  айнов все дальше на север. Грабительское нападения японцев было так же и Корейский полуостров, где существовало государство Силла.

    751 г н.э.

    Война между арабами и китайцами за контроль над Средней Азией.

    В середине 8 века арабы стали предпринимать попытки по установлению контроля над Средней Азией.  Алчность наместника китайцев в Средней Азии  полководца Гао Сянь-чжи, привела  к тому, что согдийцы (Бухара)  приняли сторону  арабов,  и выступили против китайцев. Арабы осадили г. Талас. Китайская армия, поддерживаемая жителями Ферганы,  напала у города Таласа на арабов. Ожесточенная битва продолжалась пять дней, без преимуществ ни одной из сторон. Но в решающий момент карлуки удали в тыл китайской армии, и китайцы были разбиты наголову.  Но, из-за внутренних неурядиц, арабы не смогли воспользоваться плодами победы, в Китае же началась панические настроения.

    751-754 г н.э.

    Пограничные войска терпят поражение от киданей.

    Пограничные войска Китая, как пишет Л.Н. Гумилев,  состояли из наемных воинственных племен и любили войну и  грабеж не меньше, чем кочевники, поэтому столкновения у Китайской границы происходили стихийно и неизбежно.

    В 751 году начальник пограничных войск в Манчжурии Ань Лушань с шестидесятитысячным войском с грабительскими целями выступил против киданий.

    Кидани вместе с татабами атаковали имперское войско  на берегу озера Шара-Мурэнь, и  разбили его.  В 754 году кидании покорились уйгурам, и императорская армия отказались от дальнейших военных действий против киданей.

    Каменные изваяния тюркоязычных кочевников.

     

    754-757 г н.э.

     

    Восстание Ань Лушаня.

    Дракон. Средневековый кит. рисунок.

    В 754 году из-за стихийных бедствий и наводнения в Китае разразился голод, недовольство охватило население Китая, страдавшее от обременительных налогов. Недовольство охватило  также наемную армию.

    Вину за  бедствия возложили на любимую женщину  императора Сюаньцзун, наложницу  Ян гуй –фэй,  которой увлекся на склоне лет император, на государственные должности он стали назначаться ее родственники.

    В 755 году  в провинции Хэбэй был объявлен призыв  командующего пограничными войсками, состоящею почти полностью из кочевников,   Ань Лушаня к восстанию для свержения,  укрепившегося у власти рода Ян, к которому принадлежала  наложница Ян гуй –фэй.

    Восставшие двинули 150 тысячную наемную армию на захват столицы империи. Внутренние армии были разбиты, и восставшие захватили  сначала  восточную столицу Лоян, а затем и Чанъань.

     Император  с приближенными,  охраняемый  личной охраной, бежал.

    Гвардейцы императора из личной охраны взбунтовались и стали требовать  смерти  фаворитки императора Ян гуй-фей и её  родственников.  Брат фаворитки Министр  Ян Го-чжун по приказу императора покончил собой,  Ян гуй-фей умертвили  шелковым шнурком, и показали солдатам.

    Чудовище Чию из китайской мифологии.

    После этого император отрекся от власти в пользу сына  Ли Хэна (Суцзуна).

    Отрекшийся от власти император укрылся в непреступном горном замке в Сычуане.

    Западные армии остались верными престолу и стали ядром императорского сопротивления повстанцам.

    Но сил было мало, и поэтому немедленно были отправлены  послу в соседние страны  с просьбой о помощи.

    Хан уйгуров  Моянчур-хан сначала оговорил условия, на которых он соглашается оказать помощь: он требовал договора мира и родства.

    Новый император Суцзун, принял все условия, сам женился на уйгурской княжне и возвел её в достоинство царевны.

    Между тем вождь восставших Янь Лушань, объявивший себя императором Китая, потерял зрение  и стал раздражителен и жесток.

    30 января 757 года советник Янь Чжуан убил Янь Лушань, объявил императором его слабоумного сына,  и возглавил восстание.

    В сентябре 757 года состоялась битва между восставшими и союзными войсками.

    В правительственной армии были: уйгуры, арабы, тюрки, бирманцы…

    Восставшие войска были разбиты.

    После поражения один из полководцев повстанческой армии, возглавлявший 80 тыс. восточную армию, Ши Сымин объявил о своей покорности императору Суцзуну, и был прощен императором.

    Уйгурские отряды также  продолжали добывать повстанцев,  и заодно грабить Китай.

    Только после того, когда китайцы, откупаясь от них, передали 10 тысяч кусков шелка, уйгуры перестали грабить и ушли из Китая.

    Одержав победу, император Суцзун вернул своего отца в столицу и передал ему власть и престол.

    Отрывок из стихотворения Ду Фу (712-770)

    «…По всей стране

    В тревоге гарнизоны.

    В огнях сигнальных

    Горные вершины.

    И трупы свалены

    В траве зеленой.

    Солдатской кровью

    Окрашены долины…»

    755-764г н.э.

    Война с Китая с Тибетом.

    В то время когда  в Китае бушевала гражданская война, тибетская армия вторглась в Китай,  и в течение 7 лет  отторгла от Китая западные области Хэси и Лунью. В 763 году тибетская армия  направилась на завоевание столицы Китая. Тибетская армия обратила в бегство защищавшие столицу Чанъань войска  и вступила в город покинутый императором. Чанъань был подвергнут грабежу, пограбив, тибетцы  покинули столицу, так как оставшиеся  в тылу тибетской армии  остатки пограничных войск и ополченцы  стали истреблять тибетские отряды.  В 764 году  южные китайские войска нанесли поражение тибетской армии и заставили покинуть Китай.

    Царь драконов Лун-ван. (Из китайской мифологии)

    758-763 г н.э.

    Восстание Ши Сымина.

    После возвращения во власть, император Сюаньцзун предпринял попытку установить контроль над полководцем Ши Сымином.  Ши Сымин казнил присланных к нему чиновников, и поднял восстание.

    Чудовище кабан Фэнси (Из китайской мифологии)

    Ушедшие из Китая уйгуры предприняли поход на киргиз,  но император опять обратился к ним, обещая за помощь выдавать по 20 тыс. кусков шелка ежегодно. В 758 году император выдал свою малолетнюю дочь за уйгурского хана и признал за ним ханский титул. Уйгуры отправили на борьбу с мятежниками 3 тыс. всадников.

    Во время подготовки к сражению 759 года налетел ураган, вырывавший с корнями деревья, армии разбежались, но Ши Сымину удалось  восстановить порядок в армии, она   стала преследовать разбежавшиеся отряды противника, но нанести окончательный разгром армии императора Сюаньцзуня ему не удалось.

    Ши Сымин казнил считавшимся императором  у повстанцев полоумного сына Аль Лушаня, и в 759 году объявил себя императором.

    Император Сюаньцзунь создал народное ополчение, на фронт отправлялись почти дети, и патриоты женщины.

    Отряды мятежников увязли в массах народного ополчения.  Никто не мог одержать решающей победы.

    В апреле 761 года  был убит заговорщиками  Ши Сымин, и императором повстанцев стал его сын Ши Чао-и.

    В 762 году умер император  Сюаньцзунь, императором стал его сын Дайцзун.

    Ситуацией смены власти решили воспользоваться уйгуры,  на покорение Китая направили войско. Чтобы остановить уйгуров, на переговоры был направлен от императора Дайцзуна  полководец  Пугу Хуай-энь, который напомнил им о том, что они  связаны родственными связями, правивший  в это время хан  уйгур  Индигань  Мэуюй—хан, был женат на его дочери.

    Уйгуро-китайское войско осенью 762 года ударило по мятежникам  и разгромило их армию,  захватили столицу мятежников Лоян.

    Мятежники потеряли 60 тыс. убитыми и 20 тыс. пленными.  Бежавший император повстанцев Ши Чао-и, предпринял попытку набрать новую армию, но безуспешно, в отчаянье он повесился в лесу.

    Гражданская война в 763 году закончилась.   Китай лежал в развалинах.  Уйгуры после победы грабили население.   Армия Китая почти целиком состояла из ополчения. Население империи, с учетом отпавших от Китая территорий, сократилось с 52 мил. человек  до 17 мил. человек.

    762-778 г н.э.

    Китайский император Дайцзун.

    Дайцзуну выпала сложная задача налаживать мирную жизнь в Китае,  пережившему опустошительную гражданскую войну.

    Дайцзун был буддистом и проповедовал буддизм.  Трое из его самых важных чиновников так же исповедовали буддизм.

     Обе китайские столицы Чанъань  и Лоян, которые были подвержены разорению во время гражданской войны и захвата столицы  Чанъань  тибетцами были восстановлены. Генералы Го Цзыи и Ли Гуанби  подавили последние очаги сопротивления повстанцев. Он решительно навел порядок в своем окружении, подавив оппозицию.

    Опираясь на министра, Ян Янь император Дайцзун  в конце своего правления изменил систему налогообложения, разработав систему двойных податей. Летний налог должен был взиматься не позднее шестого месяца, а осенний взнос — не позднее 11 месяца. Люди  различались только по бедности и богатству. Налогообложению подлежали все, кто имел землю, в том числе владельцы имений, чиновники и т.д.,  а так же ремесленники и купцы.

    Купцы должны были выплачивать одну тридцатую размера налога. Они также были обязаны наравне с местными жителями выполнять трудовую повинность. Освободил  от налога вдовцов и вдов, одиноких, сирот, которые оказались в беспомощном состоянии. Если кто осмеливался взимать налоги сверх установленного тарифа, он подлежал наказанию как нарушитель закона.

    Приподношение китайскому Будде. Малайзия. Фото Лимарева В.Н.

    764-765 г н.э.

    Восстание Но Хуай-аня.

    Герой Китая, спасший империю от гибели, полководец Пугу Хуай-энь, преданно служивший династии имел в своем подчинение уйгурских наемников, китайцы нанесли оскорбление его уйгурским солдатам. Он послал жалобу  императору, но был перед императором оклеветан. Не дожидаясь расправы над собой, он поднял восстание. Но китайские части отказались участвовать в восстании.  Он ушел в степь и собрал большое войско добровольцев. В 765 году он призвал на помощь тибетцев и уйгур, которые согласились начать новый поход на Китай.

    В столице Китая было объявлено поголовное ополчение, 8/10 мобилизованных разбежались, и остановить армию варваров было некому. От нового нашествия варваров Китай спасла внезапная смерть Пугу Хуай-энь, В ставку войск прибыл китайский полководец Го Цзы-и, который убедил уйгур не разрывать отношения с Китаем. Между уйгура и тибетцами вспыхнула вражда,  и уйгуры, напав на тибетцев, разбили их.

    Танцующее чудовище Яюй. (Из китайской мифологии).

    767-781 г н.э.

    Китайско-тибетская война.

    Осенью 767 года двадцатитысячная тибетская армия вторглась в Китай и осадила крепость Линчжоу на реке Хуанхэ. Но полководцу Го Цзы-и удалось нанести поражение тибетцев, и они отступили с небольшими потерями. В следующем году тибетцы вновь вторглись в Китай, и новые сражения с китайской армией, которая занимала оборонительные позиции, не пуская тибетцев вглубь Китая.

    В 773 году 60 тыс. тибетцев совершили рейд по Китаю, но китайцам опять удалось вытеснить их со своей территории. В 774 году была предпринята попытка заключить мир, но безуспешно, и в 775 году война возобновилась.

    Пять лет китайцы и тибетцы наносили друг другу удары.

    Княжество Наньчжан сначала в этой войне поддержало Китай, но в 779 году перекинулось на сторону Тибета, но, не смотря на это, китайцам удалось разбить тибетцев. Но в Китай в 780 году возник конфликт китайцев с уйгурами и войска оттянули  к границе с Уйгурией,  инициатива в войне опять перешла на сторону Тибета.

    В этих условиях император Дэцзун предлагает тибетцам мир  и идет на большие территориальные уступки и признание равенства Тибета и Китая.

    Мир был заключен в 781 году на берегу реки Цин, и скреплен кровью жертвенных животных: собак, свиней, овец, а потом присягой в буддийском храме.

    778   г н.э.

    Смена власти в Китае. Вторжение уйгуров в  Китай.

    Когда вступил на престол император Дэцзун в 778 году, сменивший умершего императора Дайцзуна,  уйгуры решили  привести его к покорности и напали на Китай.

    Первое сражение уйгуры выиграли, но затем наместник Дайчжоу (в Шаньси) разбил их и принудил к отступлению. 

    Кочевник с конем в средние века. Китайская статуэтка.

    778-783  г н.э.

    Китайский император Дэцзун укрепляет экономику Китая.

    Придя к власти,  император Дэцзун (778-805), который, опираясь на министра Ян Яня, продолжил реформирование китайской экономической системы.  В результате реформы  расширился круг  налогоплательщиков, и усилилось налогообложение  бывших надельных крестьян. Государство не производило больше ежегодных переделов полей, была узаконена купля-продажа земли. Официально была признано существование частно-феодальной собственности и предоставила возможность концентрации земли в отдельных руках. Во время реформ  императору пришлось с большим трудом подавить сопротивление восставших феодалов. 

    Приход к власти императора Дэцзуна обострил отношения китайцев с уйгурами, так как до прихода к власти он отказал уйгурскому хану в поклонение, за что его советников уйгуры забили палками.

    Китай имел с уйгурами унизительный торговый договор.

    Уйгуры чувствовали себя хозяевами в слабом Китае и имели различные привилегии, в частности жить в столицы  за казенный счет, в качестве гостей, и этим бессовестно пользовались.  

    Императору Дэцзуну в 780 году выслал «гостей» из Китая. На границе в их дорожных мешках были обнаружены вывозимые уйгурами китайские девочки, уйгуры были схвачены и казнены – это было равносильно объявлению войны, и Дайцзун пошел на это, зная, что уйгуры не готовы к войне. Конфликт перешел в дипломатическое русло. Китайцы откупись за смерть купцов (гостей)  в 783 году  и заключили с уйгурами мирный договор, по которому хан признал себя вассалом Китая и были ограничены права уйгур в Китае, в частности  ограничены торговые привилегии.

    781- 786  г н.э.

    Восстание  хэбэйцев.

    Реформы императора Дэцзуну привели к восстанию. Император Дэцзун в 783 году был вынужден бежать из столицы,  и обратился за помощью к тибетцам, обещая за помощь новые территориальные уступки. В 784 году правительственные и тибетские войска разбили силы мятежников, и тибетцы прокинули Китай из-за моровой язвы. Восстание было окончательно подавлено только в 786 году, после смерти вождя восставших.  

    786- 795 г н.э.

    Война Китая и Тибета.

    Тибетцы стали требовать палату за помощь во время  гражданской войны в Китае.

    Но император Дэцзуну считал, что они ушли раньше времени, не уничтожив окончательно силы повстанцев, и не выполнил требования тибетцев, что привело к новому конфликту между императором  Дэцзуну и тибетцами и к новым  военным стычкам между тибетцами и китайцами.

    Пограничные конфликты Китай проигрывал. В 788 году Китай заключил договор с уйгурами против Тибета и путем интриг рассорили тибетцев с их союзником княжеством Наньчжао.

    Дракон Инлун сражается с чудовищем Чию

    В 789 году в войну с тибетцами вступили уйгуры по договору с Китаем. 

    В 789 году тибетские  войска, вторгшиеся в Китай, были разбиты. Но война между Тибетом и Китаем продолжалась.

    В 793 году Китай заключил договор с княжеством Наньчжао. Царь княжества Имосуну выступил на стороне Китая. Совместными действиями  войск Имосуну и китайского полководца Вэй Гао было нанесено поражение на юге Китая. Тибетцы отступили на свою территорию.

    В 795 году уйгурское войско  нанесло поражение тибетцам  и остановило тибетскую военную экспансию.

    798- 801  г н.э.

    Китай вторгается в Тибет.

    В 798 году китайцы  предприняли наступление на Тибет и нанесли тибетской армии поражение, были взяты несколько тибетских крепостей. Но, организовавшись в 801 году, тибетцы  оттеснили китайцев со своей территории.

    Вторая половина 8 века.

    Буддизм (дзен – буддизм) в Китае.

    В середине 6 века обострились отношения между школами буддизма в Китае. Ведущие школы буддизма Северная и Южная  враждовали между собой.  В империи ведущей религией был даосизм. Император Сюаньцзун  отдавал предпочтение даоссцам. Вражда между ведущими школами привела к появлению новых буддистских школ.  Во время гражданской войны в Китае споры между буддистами прекратились, и сформировался «новый буддизм» Основной характеристикой нового буддизма было смягчение традиционных бюрократических структур и более глубокому проникновению в народные массы и в китайскую культуру.  Отношения между различными буддистскими  школами в целом улучшились. 

    К концу восьмого века китайский буддизм стал принимать более отчетливые очертания.

    Основным консолидирующим началом  стали идеи,  изложенные  патриархом в «алтарной сутре шестого патриарха», в сборнике проповедей шестого  патриарха Хуй-нэн  (Хуэй-нэн, Хой-нэн,  Дайкан Эно), (годы жизни 638-613). Хуй-нэн  императором Сянь-цзуном в 815 году  был присвоен посмертный титул: Дзэнский Учитель Великого Зеркала».

    Японские солдаты.  Фрагмент ширмы 17 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Конец 8 века.

    Кабальная зависимость крестьянства от феодалов в Японии.

     

    Крестьяне  формально считались свободными в Японии, но они страдали от военных повинностей и принудительного труда на государственных и общественных работах и грабительских налогов.

    Многие крестьяне убегали вглубь страны и занимались там понятием целинных земель, свободных от налогов и повинностей, в стране происходили крестьянские волнения, как нам сообщают хроники конца 8 века « Сёку нихонги».

    Феодалы боялись давать крестьянам в руки оружие. В 792 году военная  повинность была отменена. В войска принимали сыновья деревенских богатеев и служилых людей.

    Крестьянам запретили иметь оружие.

     

    794 г н.э.

    Новая столица Японии город Хэйан (Киото).

     

    Господствующий в Японии род Фудзивара  построил на принадлежащих им землях город Хэйан и перенес в этот город столицу из города Нара.

    Ученики Будды оплакивают его уход в нивану. Японская картина 19 века. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

  • главная