Краткая история китайской цивилизации Тан. (601 - 650 г н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Тан.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Акматическая фаза. (Зрелость).

    Третий  период: «торжество».

    Часть1. Философско-революционный цикл (601 - 650 г н.э.)

    Средневековый китайский воин. Китайская картина.

  • Торжество. (7 век от начала этнич. истории)
  • Китай в раннем средневековье. (карта)
  • Северный маршрут Великого шелкового пути (7-8 век).(карта)
  • Первая половина 7 века.

    Китайские Будды. Малайзия.

    Буддийский патриарх Дао-синь.

    В Китае закрепился буддизм в форме дзэн (чань-буддизм).

    «Двумя важными составляющими компонентами китайского буддизма дзэн являются сутры Махаяны, которые составляют религиозно-философскую основу, и китайская духовность… После того как китайские дрожжи были добавлены в буддизм махаяны, начался процесс брожения, в результате которого появился Дзэн». (Генрих Дюмулен: «История Дзэн Буддизма»).

     Четвёртым буддийским патриархом в Китае  был Дао-синь (580—651). Его описывают как сильную личность.

    Сущность учения Дао-синя обозначалась четырьмя иероглифами: «работать, прожи­вать, сидеть, отдыхать». Дао-синь также очень много времени посвящал практике медитации  и наставлял учеников серьёзному к ней отношению.

     

    Начало 7 века.

    Проникновение китайской культуры и буддизма в Японию.

    В 6 веке японцы активно вмешивались во внутренние распри в Корее и даже имели там свои колонии. Из Кореи буддизм стал распространяться в Японии. В 587 г род Сога пришел  к власти  в Японии. Правительницей в 593 году формально стала годовалая Суйко (592-629), регентом при  которой был принц Сётоку-тайси (572-622) большой поклонник китайской государственности и культуры, который стал стремиться к централизации государственной власти и распространению в Японии буддизма. Сётоку-тайси приписывают авторство «закона из 17 статей» (604 год), в котором были изложены буддийские и конфуцианские взгляды управления государством. В 607 году между империй Суй и Японией были произведен обмен посольствами.

    Корабли на судоходном канале. Средневековая китайская живопись.

    Начало 7 века.

    Империя Суй.

    Экономическая  политика при императоре ЯН ЦЗЯНЬ  (541-604) была направлена на развитие сельского хозяйства. В часности он освободил от налогов и повинностей населения достигшего 50-летнего возраста). Усилению централизованного государства содействовала и надельная система, которая с 6 века поучила почти повсеместное распространение.

    На смену императору Ян Цзинь в 604 году пришел его сын Ян Гуан, который изначально продолжил политику отца на централизацию власти, но ужесточил аграрную политику и  увеличил повинности. Земельные наделы крестьян были уменьшены, а налоги и подати увеличены, причём большая часть из них поступала в казну, а не на местные нужды.

    Объединение разрозненных государств  в империю Суй (581-618) способствовало, изначально, прекращению междоусобиц и культурному и экономическому подъему страны. Расширилась площадь посевов, выросла численность населения, оживилась торговля, заново отстраивались разрушенные во время междоусобицы города.  Была отстроена столица Лоян. Отстроены участки Великой Китайской стены.

    Было предпринято грандиозное строительство Великого канала, соединившего бассейны крупных рек Хуанхе и Янцзы.   Общая протяженность сооружения достигала 1 тыс. км.  Обслуживали канал и шлюзы 80 тыс. человек.  Это строительство позволило расширить площади орошаемых земель, облегчить перевозку грузов. 

    Но государство не вступило на путь процветания, так как чрезмерное увлечение императора Ян Гуан «грандиозными проектами» привело к недовольству населения, которое к выступлению против власти подстрекали даосские и буддийские монахи. Уже к концу первого десятилетия 7 века начались массовые выступления, которые ввергли империю в хаос.

    Неуправляемый корабль на реке. Китайская живопись

    602-603 г н.э.

    Усмирение Вьетнама империей Суй.

    В 602-603 годах императором Ян Цзинь окончательно усмирил прилучившие независимость в смутное время второй половины 6 века вьетнамские государства. Вьетнамские войска были разбиты. Северовьетнамское государство Вансуан признало  власть императора Ян Цзинь.  Во Вьетнаме  были поставлены китайские гарнизоны. Южновьетнамское государство Тямпа (Чампа), также признало себя данником империи Суй.

    Император  Ян-ди. Средневековая живопись.

    604-618 г н.э.

    Ян-ди - император Суй.

    В 604 г во время дворцовой смуты император Ян Цзинь был убит собственным сыном Ян Гуаном, убит был и старший брат будущего императора, и Ян Гуан занял престол под именем  Ян-ди. Император Ян-ди взял курс на дальнейшую централизацию власти.  Ян Гуан поддерживал науку и культуру, ввёл экзамены на государственные должности и укрепил позиции гражданских чиновников перед военными. В стане развернулись грандиозные стройки; отстраивались города, строились каналы и реконструировалась Великая Китайская стена.

    Ян-ди правил жестко, его правление напоминало правление первого китайского императора Цинь Шихуанди (конец 3 века до н.э.), что привело к восстаниям и уничтожению династии Суй.

     

    608-609 г н.э.

    Завоевательные походы китайцев против непокорных тюркских племен.

    Для покорения  тюркского государства Тогон  (провинции Цинхай на западе современного  Китая) были направлены в 609 году китайские войска. Хан Тогона Фуюнь бежал в горы. На завоеванных территориях образовали  китайскую провинцию, а пленных тогонцев отправили на «грандиозные стройки».  Попытка китайцев нанести поражение засевшим в горах отрядам тюрок не увенчалась успехом, тогда китайские войска продолжили наступление по равнине в западном направлении, расширив владения Китая, где столкнулись с противодействием Западнотюркского каганата.

    609-610 г н.э.

    Восстание против власти императора Ян-ди.

    Китайский Будда счастья. Статуэтка из коллекции Лимарева В.Н.

    Грандиозные стройки императора Ян-ди привели к волнению в Империи Суй. В империи буддисты и даосцы  выступили на защиту населения, подстрекая массы к неповиновению. Буддисты проповедовали приход спасителя мира  Майтрейи. Опасаясь народных восстаний, император издал указ, запрещающий простым людям иметь железные вилы, серпа и ножи. Но  это не помогло, в 610 году возмущенный народ ворвался в императорский квартал Лояна, разоружил стражу,  и началось восстание, которые жестко было подавлено регулярными китайскими войсками.

    612-614 г н.э.

    Война между империей Суй и корейским государства Когурё.

    Против государства Когурё император Ян-ди организовал три похода,  все они завершились неудачно. Что подорвало авторитет императора в государстве.

    В 612 году на завоевание Когурё было направлено армия численность более миллиона  человек. Костяк которой были регулярные войска 350 тыс. человек. Снабжение армии было налажено плохо и наступление организовано бездарно. В результате  китайская армия потерпела сокрушительное поражение, из 350 тысяч авангарда вернулось только 2700 человек.

    В 613 году организовано новое наступление на Корейский полуостров, армию пришлось повернуть на подавление внутренней смуты.

    В 614 году  снова Ян-ди отправил войско для покорения Кореи. Корейцы из государства  Когурё запросили мира, объявили о своей покорности и выплатили небольшую дань.

    Из-за того что в государстве продолжались смуты, Ян-ди был удовлетворен этим и повернул войска.

    613 г н.э.

    Восстание Ян Сюань-гая и восстание в Южном Китае.

    Черепахи. Средневековая китайская статуэтка.

    В 613 году император Ян-ди направил новую армию в Корею,  но  из армии началось дезертирство, массовое неповиновение набранных солдат. Во время наступления китайцев, императору  пришло сообщение о восстании князь Ян Сюань-гая, наместника в провинции Шу (Сыенчуань), его войска, пользуясь отсутствием императора, осадили столицу империи Лоян. Ян-ди был вынужден повернуть воска на усмирение восставших. Войска Ян Сюань-гая были разбиты, Ян Сюань-гая погиб. Начались массовые репрессии, было казнено 30 тыс. человек.

    Полководец Ви Шичун был направлен на усмирение восстания на  Юге Китая. Была объявлена амнистия восставшим, сложивших оружие повстанцев в количестве 300 тыс. человек заживо закопали в землю.

    615-616 г н.э.

    Восстание  тюрков.

    Император Ян-ди предпринял личную проверку северный границ империи, так как там было неспокойно. Во время поездки тюркский хан Шибир-хан совершил внезапный набег. Император с трудом спасся, укрывшись в крепости Яймынь, в системе Великой Китайской стены, которую тюрки не смогли взять. В Яймыне укрылось до 150 тысяч человек, императора спасла подошедшая вовремя армия.

    (Л.Н. Гумилев пишет: «Великий император во время атаки тюрок, обняв своего сына, от страха плакал, что глаза у него распухли».)

    Восстание тюрок стало детонатором другим восстаниям в Китае. В 617 году  смутой был охвачен весь Китай. Восставали князья, генералы, и выходцы из народа.

    Тюрки продолжили грабительские набеги на Китай. Множество китайцев перебежало на сторону тюрок, умножив их войска.

    Домик китайского ученого. Китайская картина.

    617-618 г н.э.

    Ли Юань свергает императора Ян-ди (Ян Гуана).

    В провинциях Шаньдун и Хэнань  вспыхнули восстания, в ходе которых повстанцы провозгласили собственное царство, провозгласив императором сельского старосту Доу Узяндэ.  В ходе восстания было освобождено много рабов и зависимых крестьян.

    В  617 году один из родственников Ян Гуана, Ли Юань, совершил переворот в третьем по величине и значимости городе страны – Тайюане, где провозгласил императором Ян Ю - внука  Ян  Гуана. Вскоре восставшая знать с помощью союзных тюркских племён заняла древнюю столицу Чаньань. Ян Гуан бежал на юг и был убит собственной стражей. В Китае продолжала бушевать гражданская война,  которую предстояло Ли Юаню остановить.

     Ли Юань провозгласил основание династии Тан. Он объявил придворным

    “Прежняя эпоха кончилась, династия Суй забыла о своём долге и утратила мандат Неба…Теперь начинается новая эпоха Тан. Главное сейчас – успокоить и накормить народ”.

    618-622  г н.э.

    Когурё вассал империи Тан.

    Во время граданской войны Китае в Когурё умер ван Йонянхо (590-618) и место на престоле занял  ван Йонню (618-642) Ван в 619 году отправил послов в Тан с предложением мира и данью. В 622 году стороны договорились о взаимной выдаче беглецов, в Тан было отправлено более 10 000 беглецов. Власти Тан официально признали статус когурёского вана.

    624-626 г н.э.

    Укрепление даосизма в империи Тан.

    С приходом династии Тан  роль в государстве даосцев ещё больше возросла, чем способствовал сын императора  Ли Шиминь. Восстанавливая отношения между Китаем и корейским государством Когурё,  танский император Ли Юань направил в Когурё посольство с миссией проповедовать там даосизм. В ответ правитель Когурё направил в Китай делегацию для изучения там буддизма и даосизма.  

    618-626 г н.э.

    Гао-цзу (Ли Юань) император в империи Тан.

    Гао-цзы удалось объединить вместе со своим сыном Ли Шиминем Китай. Китай  лежал в руинах, погибло более половины населения.

    Гао-цзу был умелым генералом, но не политиком, вместо отца реформами занялся его сын Ли Шиминь. Ближайший круг советников Тай-цзуна составляли китайские (даосские и конфуцианские) мудрецы. Советником нового императора стал ученый-философ Вэй Чжэн, помогавший императору восстановить справедливое управление.

    Правители, стремясь прекратить крестьянские восстания, объявил об уменьшении налогового бремени. Новый император отменил задолжности крестьян  за прошлые годы и ограничил государственную повинность. Многим освобожденным в результате восстания рабам были предоставлены земельные наделы, превратив их в крестьян.

    Политика Ли Шиминя вызвали недовольство части аристократии.  При дворе императора был организован заговор с целью отстранения Ли Шиминя от власти. Заговорщики, опирались на братьев Ли Шиминя,  они побудили императора Ли Юаня в мае 626 издать указ об ограничении буддизма и даосизма. Монахи  зачислялись в подданное сословие, а монастырское имущество отходило в казну. (Придворные пытались лишить своих противников вождей).

    Чиновник. Китайская статуэтки эпохи Тан.

    В императорской семье возник конфликт, во время вооруженной схватки между братьями был убит Ли Шиминем его брат Ли Цзяньчэн, с другим братом Ли Лун-ки  расправились его охранники. По требованию Ли Шиминя императором был отменен указ против буддистов и даосцев, Ли Шиминь был назначен наследником престола. 4 сентября 626 Ли Шиминь окончательно отстранил от власти своего отца и был коронован, приняв храмовое имя Тай-цзун.

    После коронации он простил пособников своих братьев, отпустил домой 3 тысячи девушек обслуживающих дворец, уменьшил расходы на содержание императорского двора и снизил налоги.

     С тюрками ему удалось заключить мирный договор.

    626- 649 г н.э.

    Тай-цзун (Ли Шиминь) - император Тан.

    Ли Шиминем (император Тай-цзун) была проведена административную реформу, страна была разделена на провинции, области, уезды. Низшей административной единицей считалась  сельская община с её ядром – пятидворкой. Начал действовать строгий принцип центрального управления. Был создан свод законов. Стала формироваться наемная армия.

    Ли Шиминь  посвятил свою жизнь строительству социального (социалистического)  государства. Он выступал в защиту крестьян, ремесленников, купечества, интеллектуалов, а также мелким и средним феодалам. К своим преобразованиям он привлек также значительную часть тюрков, служивших в качестве конницы в китайской армии.

    Тай-Цзунем завершается складывание феодального централизованного государства. Этому способствовали реорганизация государственного аппарата, введение обязательных государственных экзаменов для отбора на чиновничьи должности, укрепление армии, составление кодекса законов (631 год).

    Правление Тай-цзуна связано с первой в истории Китая попыткой создания синтетической культуры, объединяющей китайскую цивилизацию со степными кочевниками. Ли Шиминь считал себя  в равной мере, как императором китайцев, так и каганом степняков. Был издан китайско-тюркский словарь.

    Двигаясь  на запад, войска Тай-цзуна заняли более 70 городов Средней и Центральной Азии.  В результате танских завоеваний Китай получил контроль не только над Восточным Туркестаном, но и над значительной частью современных Киргизстана и Узбекистана.

    Император  Тай-цзун

    628- 635 г н.э.

    Война Китая с Восточнотюрским каганатом.

    В Восточнотюрском каганате начались внутренние неурядицы, и китайцы незамедлительно этим воспользовались, направив на завоевания каганата войска.

    После того, как тюрки войска потерпели поражение от китайцев, они  объявили о своей покорности.

    После этой победы, власть Китая распространилась, как сообщает Л.Н Гумилев:  «…до границ сибирской тайги на севере. Но победа была не в силе оружия, а добровольном признании кочевниками своим ханом императора… В империи Тан никто не препятствовал сохранению тюрками своего быта и нравов».

    К 635 к владениям Тай-цзуна был присоединён Тогон и войска китайцев продвинулись на Запад. В результате чего Китай получил контроль над всем восточным отрезком Великого шёлкового пути.  

    629 -641 г н.э.

    Мирный договор между Китаем и Тибетом.

    К 629 году сформировалось государство Тибет. Границей с Индией считался главный хребет Гималаев, границей с Китаем река Янцзы. В 634 году тибетцы в Китай выслали посольство для установления дружеских отношений.  Но пограничные конфликты между Китаем и Тибетом происходили регулярно, так как тибетцы нападали на племена тогонцев. Китай считал Тогон своими владениями. Тай-цзун, усадил на престол Тагоне своего ставленника, который был убит своими подданными. Тай-цзун, возвел на ханский престол сына царевича Нохэбо. Нохэбо женился на китайской принцессе и стал проводить прокитайскую политику, протибетски настроенные  тогонцы предприняли попытку свергнуть ставленника Китая, но заговор был раскрыт.

    Сосна в горах. Кит. живопись.

     Конфликт между Тибетом и Китаем был исчерпан после подписания мирного договора 641 года, император Тай-цзун послал в 641 году  в жены тибетскому царю принцессу Вэнь-чэн, что примерило на время государства и способствовало проникновению в Тибет китайской культуры.

    Император Тай-цзун.

    644 -645 г н.э.

    Война Когурё с Силлой. Китай вмешивается в войну на стороне Силлы.

    В 644 г. Кэсомун начал войну с  Силлай под предлогом возвращения потерянных за время войн с Суй земель. Послы Силлы обратились к китайскому императору Тай-цзун с просьбой о помощи.  Император потребовал от Кэсомуна прекратить войну, но тот продолжил боевые действия.  Император направил на 400 кораблей  с военной помощью в Силлу. Кэсомун прислал императору белое золото и 50 чиновников в заложники. Дар император не принял, а заложников приказал судить, так как они не уберегли законного правителя вана Йонню, а служат мятежнику. Напряженность между государствами сохранилась. Война не принесла успехов ни одной из сторон.

    Попытка китайских войск покорить Когурё столкнулась с мужественной защитой корейцами своих владений, китайцы не смогли взять крепость Ансинсон и отступили.

    644-646  г н.э.

    Род  Накатоми-Камако приходит к власти в Японии.

    В 644 году в Японии представители рода Накатоми-Камако совершили государственный переворот, правящий род Сога был отстранен от власти и почти полностью уничтожен. Этот переворот ознаменовал начало создания централизованного государства и проведения ряда реформ, реформы проводились под большим влиянием Танской империи.  В Японии создавалось централизованное государство с высшим правительственным советом во главе с канцлером. Страна была разделена на провинции, управляемые губернаторами… В 646 году началось строительство китайскими мастерами японской столицы.Императоры стали усиленно поддерживать буддизм (религия Бутсу, так называли японцы буддизм). Буддизм стал государственной религией Японии.

    Середина 7 века.

    Даосизм становится ведущей религией в корейском государстве  Когурё.

    С подачи министра Ёе Кэсоммуна в Когурё была провозглашена доктрина трех религий, в которой, к  господствующие ранее религиям буддизм и конфуцианства, был добавлен даосизм. Увеличение влияние даосизма при дворе правителя Когурё короля Поджана привело к гонениям на буддизм, которое осуществлялось под покровительством министра Ёе Кэсоммуна. В других корейских государствах Пэкче и Силле, а так же Японии даосизм не получил широкого распространения.

    648-649 г н.э.

    Предсмертное завещание и смерть императора Тай-цзуна.

    Домик в горах. Кит. живопись

    В начале 648 года, достигнув значительных результатов во внешней и внутренней политике,  император Тай-цзун счёл необходимым изложить свои взгляды на главные задачи правителя Поднебесной. Он мечтал  о том, чтобы танская династия не шла к упадку по пути предшественницы Суй.

    Император решил выбрать наследника; был лишен право наследовать престол старший сын – эксцентричный юноша,  выбор пал на второго сына послужного и покорного Ли Чжи.

     Тай-цзун решил подсказать будущему императору Гао-цзуну, как наилучшим образом управлять страной и подданными. Для этой цели он создал политическое завещание «Ди Фань», написанное в виде правил, практического руководства для преемников на троне. Сочинение состояло из введения, заключения и двенадцать глав.

    В первую часть входили главы — Сущность правителя, Жаловать родственников уделами, Искать мудрецов; во вторую — Быть внимательным назначая на должности, Внимать увещеваниям, Отстранять клеветников; в третью — Остерегаться излишеств, Почитать бережливость, Награждать и наказывать; в четвёртую — Поощрять земледелие, Обращать внимание на военное дело, Ценить гражданские занятия.

    Ли Шиминь умер 10 июля 649 в возрасте 50 лет. Его гробница в Чанъане, украшенная высокохудожественными горельефами, считается одним из лучших образцов архитектуры эпохи Тан.

    Престол в Империи Тан занял сын и наследник Ли Чжи (тронное имя Гао-цзун).

    Ли Шиминь (император Тай-цзуна) говорил:

    «Династия Суй (581-618) просуществовала всего два поколения. Я правлю государством по-другому. Набираю талантливых людей по всему миру и ставлю их на государственные посты. Я прошу их управлять страной и выслушиваю их отчёты. Если они хорошо справляются с работой, то получают награды, а если не выполняют свои обязанности, то получают наказание. Естественно, что каждый государственный чиновник старается выполнить свою работу как можно лучше. Вот так я управляю страной и, вот, почему я не беспокоюсь о моей неспособности хорошо управлять страной».

  • Легенда о танском императоре Тай-цзун и медике Сун Сы-Мяо.
  • Раширение Танской империи.

    Расширение империи Тан при Тайцзуне (626—649):
          Шаньси (область, контролируемая Ли Юанем на 617)       Владения династии Суй на момент свержения Ян Гуана (618).       Покорение Восточно-тюркского каганата (630-682).       Тибет признаёт верховенство Китая (641-670)       Завоевание Средней Азии (642-665)

  • главная