Краткая история китайской цивилизации Тан. (6 век н.э.) Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Тан.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Акматическая фаза. (Зрелость).

    Второй период: «переломный».

    6 век

    Южнокитайский император У-ди (502-549 г н.э.) Средневековая картина.

  • Перелом. (6 век от начала этнич. истории)
  • Тюркская держава в конце 6 века.) (карта)
  • Завоевание тюрок с 550 по 600 год.(карта)
  • Начало 6 века.

    Государство Силла на юго-востоке Кореи. 

    В 6 веке наиболее сильным на Корейском полуострове было государство Силла. В Силле утвердилось конфуцианство.

    Девушка с веером. Китай. Эрмитаж. Фото лимарева В.Н.

    Там сформировались по китайскому образцу  институты по управлению государством и свод государственных законов. Правители Силлы принимали титул вана. Были запрещены обряды человеческого жертвоприношения, когда отбирали по 5 пять мужчин и женщин и хоронили вместе с правителем.

    500-515 г н.э.

    Юань Ке  император Северной Вэй. 

    Сын Юань Хуна император Юань Ке правил в целом успешно: он с территориальным приобретением закончил войну в 507 году с Южным Китаем, на севере с кочевниками установил мир. Мир установился  после того как кочевникам жужаням было нанесено  поражение, как от китайских войск, так и от других кочевников телеутов, которые, как пишет Л.Н. Гумилев, должны были оплатить кровью полученные от китайцев 60 кусков шелка.

    502-549 г н.э.

    Император Сяо Янь (У-Ди) правитель Южного Лян.

    Полководец Сяо Янь захвативший власть в Южном Китае, основал в 502 году новую династию Лян и Южный Китай стал называться Империей Лян или Южным Лян. У-ди правил 47 лет до глубокой старости, умер  в возрасте  85 лет. Придя к власти, У-ди принял буддизм и стал ревностным буддистом, отдавая предпочтение буддизму перед даосизмом и конфуцианством. Он запретил жертвоприношения животных.  Он лично писал комментарии к буддийским сочинениям и организовывал буддийские собрания. У-ди любил сочинять стихи, поощрял искусства. Он обязал аристократов изучать учение Конфуция.

    Историк Сыма Гуан  (1019-1086) описывал У-ди как высокоморального, набожного, скромного, образованного человека, знатока оккультных наук, астрологии, мастера верховой езды и стрельбы из лука, музыки, каллиграфии. Император  хорошо играл в настольную игру го (вэйци).  У-ди постоянно трудился и вставал рано утром в четыре часа. Став буддистом, он ел только вегетарианскую пищу: овощи и грубый рис; одевался скромно, не любил алкоголь. Делал подношения предкам во время  храмовых церемоний.  При этом, был всегда одет тщательно, даже будучи один в темной комнате. Император приветливо относился к слугам как к почтенным гостям, был снисходителен к чиновникам. Направлял значительные средства на строительство буддийских храмов и пагод.

    Император  У-ди назвал Северный Вэй варварским государством.

    Китайский Будда счастья. Малайзия. Фото Лимарева В.Н.

    503-507 г н.э.

    Война между Южной Лян и Северной Вэй.

    Осенью 503 года началась война между двумя крупными империями в Китае, стремящимися к гегемонии. Эта война Северной Вэй была продолжением войны, которую вел император Юань Ке в начале века  против Южной Ци. После смены в Южном Китае правящих династий война продолжилась. Император У-ди предпринимал военные действия, чтобы вернуть Южному Китаю (Южной Лян), территории потерянные в начале века. Война не принесла больших территориальных приобретений ни одной из воющих сторон и  закончилась тем, что стороны перестали предпринимать новых активных действий,  между государствами определись граница. Захваченные императором Юань Ке земли в долине реки Вэйхэ, остались за Северной Вэй.

    516-528 г н.э.

    Империей Северная Вэй управляет императрица Ху.

    Фантастическое животное из даосской мифологии. Китай. Эрмитаж. Фото лимарева В.Н.

    Формальным императором Северная Вэй стал в 516 году Юань Сюй шестилетний сын умершего императора Юань Ке. Регентом при малолетнем императоре стала его мать императрица Ху, которая объявила буддизм в 518 году государственной религией.

    За императрицу страной управляли её фавориты, что вызвало недовольство в армии.

    В 520 году  князь Тоба И, при поддержке капитана гвардии Лю Тэна, ввёл войска во дворец, казнил фаворитов императрицы, а её заключил в темницу. Управление страной узурпатора власти   Тоба И в 523 году вызвало народные волнения.

    В 525 году императрица Ху выбралась из темницы, и по её  наставлению Юань Сюй казнил семью Тоба И, а ему послал приказ о самоубийстве.  Народные восстания привели к нестабильности в Северной Вэй. Чтобы успокоить народ  императрица приняла решение заменить императоров, она отравила своего сына Юань Сюя и провозгласила императором своего внука Юань Чжао в 528 году.

    После того, как вдовствующая императрица отравила своего  сына-императора, многие чиновники и аристократы бежали в Южный Лян, а губернаторы стали отдавать свои территории государству Лян.

    Отравление сына способствовало новому заговору против императрицы. Полководец Эрчжу Жун организовал заговор, совершил переворот и поставил императором Юань Цзыю из  правящей династии, женив на своей дочери.  Северная Вэй вступила в период нестабильности.

    524-526 г н.э.

    Южный Лян пытается отвоевать утраченные в начале века территории у Северной Вэй.

    Война между югом и севером велась за стратегический город Пэнчэн, который был сначала захвачен южанами, а затем отвоеван северянами.

    Во время войны южане предприняли необычную военную операцию. Они провели несколько попыток затопить вражеский город Шоуян, преградив реку, протекающую через город, внизу по течению. В 526 году им удалось построить дамбу и затопить город.

    После 526 года незатухающая пограничная война между империями продолжалась.

    528-544 г н.э.

    Буддизм проникает в корейское государство Силла.

    В китайском населенном пункте. Средневековая картина.

    В 528 году буддизм в государстве Сила получил государственное признание. Монахи, прибывшие из корейского государства Когурё, приступили к организации монашеских общин. В 544 году был построен монастырь Хынюн.

    528-529 г н.э.

    Император У-ди  вмешивается в гражданскую войну в Северной Вэй.

    Зимой 528 года У-ди, император  Южной Лян,  присвоил члену правящей династии  Юань Хао, бежавшему с севера, титул принца Вэй и поддержал его претензии на императорский престол в Северной Вэй.

      Юань Хао, опираясь на армию южан, весной 529 года занял  Суйян и объявил себя императором северной Вэй. Войска северян бежали в столицу Лоян, которая  тоже была взята  войсками Юань Хао.

     В этой обстановке Юань Хао постарался освободиться  от опеки императора У-ди, отказываясь от увеличения военной поддержки. Узурпатор власти Эрчжу Жун смог организовать армию на борьбу Юань Хао, войсками Эрчжу Жун Лоян был взят, Юань Хао был убит, немногочисленные войска южан были разбиты и останки вернулись на родину.

    528-534  г н.э.

    Период нестабильности в Северной Вэй.

    За власть в Северной Вэй вступили в борьбу представители  знатных родов. С 528 года по 534 год на императорском троне сменились не менее 6 императоров. Во время гражданской войны  активно вмешивался в происходящее на севере император южан У-ди, чем способствовал усилению междоусобицы.

    Нестабильность в государстве привела к тому, что Северная Вэй раскололась на два государства: поддерживаемую южанами Восточную Вэй, и Западную Вэй.

    529 г н.э.

    Император У-ди  становится бодхисатвой-императором.

    Император У-ди разорвал на себе царские одежды и облачился в монашеские. 12 дней он провел в буддийском храме, исполняя монашеские обязанности. Покидая монастырь, он оставил большие дары, в ответ монахами ему был присвоен титул бодхисатвы-императора.

    Буддийский китаский храм в Малайзии. Фото Лимарева В.Н.

    534-550 г  н.э.

    Восточная Вэй.

    Фактическая  власть в Восточной Вэй была сосредоточена в руках полководца Гао Хуаня,  императором же был Сяо Цзин-ди не обладавших реальной властью.

    В 547 году Гао Хуань умер. Его сыновья,  Гао Чэн и Гао Ян   формально были сановниками императора Сяо Цзин-ди. В 550 году  Гао Ян низложил Сяо Цзин-ди, провозгласил себя императором, и основал новую империю Ци (известную в истории как Северная Ци).

    534-557 г н.э.

    Западная Вэй.

    Формально правителем Западной Вэй был император Юань Баоцюй, фактически власть принадлежала генералу Юйвэнь Тая, который сначала помогал Сяо У, последнему императору Северной Вэй,  удержаться у власти, а затем отравил императора Сяо У в 535 году и  сделал императором Юань Баоцзюя (император Вэнь). Между генералом Юйвэнь Тая и императором Вэнь были дружеские отношения.

    В 550 году, когда в Восточной Вэй умер император,  власть узурпировал Гао Ян, объявивший о создании династии Северная Ци, Юйвэнь объявил, что Вэнь-ди — единственный вэйский император, а Ци — мятежники, и отправился с армией на завоевание, но потерпел поражение.

    В 551 император  Вэнь-ди умер и похоронен с почестями, его трон унаследовал его сын Юань Цинь, ставший императором Фэй.  Власть в государстве фактически продолжала оставаться в руках генерала Юйвэнь Тая.

    В 554 Фэй  пытался убить Юйвэня, но Юйвэнь раскрыл заговор, сверг и вскоре убил императора.

    Юйвэнь поставил императором его брата Юань Ко (император Вэй Гун-ди)

     

    Одновременно, Юйвэнь изменил императорскую фамилию с Юань на старую сяньбийскую фамилию Тоба.

    Юйвэнь Тай умер 556 году,  весной 557 года его племянник   Юйвэнь Ху, сверг Гун-ди и привёл к власти  Юйвэня Цзюэ, сына умершего Юйвэнь Тай. 

    Сначала императора Гун-ди вынудили Юйвэня Цзюэ сделать князем Чжоу, а затем заставили отречься от престола.

    Юйвэня Цзюэ был объявлен императором, что стало началом государства Северная Чжоу.

    536 г н.э.

    Голод в Китае.

    У мостика. Китайская средневековая картина.

    В Китае в 536 году наступила засуха, а затем начался голод. Значительно сократилось население Северного Китая.

    Середина 6 века.

    Императоры клана Тоба и даосизм.

    Сяньбийцы из племени Тоба, (продолжавшие находится у власти в Западной Вэй), воспринимали  не только даосизм, но и буддизм как высшие духовные ценности великой китайской культуры, которые должен усвоить истинный монарх.  Даосская магия напоминала сяньбийцам  их собственные шаманские культы, что ещё более облегчало восприятие даосизма. Задача упрощалась так же господством общинных форм даосизма  и сильными позициями буддизма, укрепившимися благодаря переводам Кумаранживы. Организованный буддизм  с его крупными монастырями служил катализатором аналогичных процессов в даосизме. (Е.А. Торчинов «Даосизм»)

    Середина 6 века.

    Государство Силла - гегемон на Корейском полуострове.

    В середине 6 века государство Силла вело непрерывные войны на Корейском полуострове, и расширяла и укрепляла свои границы. Покорены были японские   общины и каянские общины  на полуострове и прибрежные острова. К 562 году японские завоеватели были полностью изгнаны и с полуострова (японцы с начала 5 века совершали постоянные грабительские набеги на остров, и  владели некоторыми территориями).

    Успешно Силла  вела борьбу с другим корейским государством Когурё, отвоевав у него часть территории. Так же успешны были военные действия с корейским государством Пэкче.

    Весь 6 век между Силлой и другими государствами на Корейском полуострове Пэкче и Когурё часто возникали конфликты, перераставшие в боевые действия.

    Домик в горах. Китай. 16 век.

    Вторая половина 6 века.

    Хвараны в корейском государстве Силла.

    Опора государства Силла была армия, набираемая на основе обязательной трехлетней повинности и хвараны.

    Институт хваранов («цветущей молодежи» из аристократических семей) возникший в начале  6 века, набрал силу к середине 6 века.   Хвараны были  организованны в  отряды, отряды проходили обучение. Обучение хваранов включало военную и физическую тренировку, выработку хороших манер, обучение песням и танцам. 

    Хвараны имели кодекс морали («пять предостережений к поведению в свете»), кодекс морали включал конфуцианские идеи  преданности государю, почтительности к родителям и верности друзьям, даосский завет о магическом спасении при безграничной храбрости и буддийское учение о милосердии.

    Хвораны привлекались к управлению государством.

    541-548 г н.э.

    Восстание против власти императора У-ди  во Вьетнаме.

    В провинции  Цзяочжоу (Вьетнам)   в ходящей в империю  Южной Лян  произошло восстании  против губернатора Сяо Цзы, племенника императора У-ди. Руководитель восстания Ли Бэнь объявил себя императором народа Юэ. Восстание удалось подавить только  548 году.

    546  г.н.

    Китайский император У-Ди.(502-547)

    Император У-ди служит Будде.

    В 546 году У-ди в третий раз посвятил себя  служению Будде, став монахом  в храме Тунтай, он провёл в храме целый месяц. От сильного пожара храм сгорел, и император  вернулся в свой дворец в столице.

    547-551г н.э.

    Генерал Хоу Цзин свергает императора У-ди в Южном Китае.

     Уборщик. Китай.

    В 547 году подчиненный правителю Восточной Вэй  генерал Хоу Цзин отказался подчиняться пришедшим к власти в Восточной Вэй сыновьям умершего.

    В Восточной Вэй началась междоусобица, в которой силы оказались не на стороне мятежного генерала. В этой обстановке генерал Хоу Цзин контролировал 13 провинций Восточной Вэй. Генерал Хоу Цзин принял решение отдать 4 провинции Западной Вэй и девять Южной Лян.   Формальная передача провинция другим государствам привела к тому, что и государство Западная  Вэй и государство Южная Лян стали помогать восставшем войскам в борьбе с армией Восточной Вэй.

    Император Западной Вэй  приказал Хоу Цзину лично предстать перед ним, Хоу Цзин отказался, и начались боевые действия между войсками Хоу Цзин и войсками Западной Вэй.

    В этой обстановке, получив союзником в борьбе с Западной  Вэй армию генерала Хоу Цзин, император У-ди направил мощную армию для покорения Западной Вэй.

    В упорной борьбе армия У-ди потерпела сокрушительное поражение,  У-ди потерял свою армию вместе с генералом Сяо Юаньмин

     Нанесено было поражение войсками Западной Вэй и армии генерала Хоу Цзин.

    В сложившейся обстановке Гао Чэн правитель  Восточной Вэй возвратил себе девять провинций, переданных Хоу Цзином государству Лян, и предложил У-ди мир, на который потерявший армию император согласился.

    Генерал Хоу Цзин с остатками армии занял Шоуян принадлежащий  Южной  Лян, и послал извинения императору У-ди.

    У-ди, не имевший силы бороться армией  Хоу Цзин, назначил его губернатором провинции Южной Ючжоу.

    Собравшись с силами летом 548 года,  Хоу Цзин наплавил свои войска на покорение столицы  Цзянькан (Нанкин), столица была окружена. При этом Хоу Цзин утверждал, что его действия  направлены против злых чиновников в окружении императора. 

    В конце весны 549  императорский двору  был занят войсками Хоу Цзина. Изначально Хоу Цзин отнесся формально к императору с почтением, но старый император (85 лет) отказался быть марионеткой в руках победителя, и отказался выполнять волю Хоу Цзина,    Хоу Цзин отстранил его от власти, и уморил голодом.

    Императором Хоу Цзин назначил члена императорской фамилии Сяо Гана (император Цзян Вэнь-ди).

    Губернаторы провинций не признали власть узурпатора Хоу Цзин, в государстве началась смута.

    Осенью 551 году Хоу Цзин сместил Цзян Вэнь-ди, назначив императором Сяо Дуна (император Юйчжан- ван).

    Восстание провинций против власти узурпатора возглавил  член императорской фамилии Сяо И,  в  империя началась гражданская война.

    В сложившейся ситуации Хоу Цзин объявил себя императором основателям новой династии Хань.

    В 552 возглавляемые Сяо И войска нанесли поражение армии узурпатора, сам Хоу Цзин пытался бежать с сыновьями, во время бегства  по реке Янцзы был убит собственным охранником, его сыновья были утоплены в реке.

    549-557 г н.э.

    Смута в Южном Китае.

    Начавшаяся смута в государстве  Южная Лян, после того как войска мятежного генерала Хоу Цзин  в 549 заняли столицу государства Цзянькан (Нанкин) и последующей смерти императора У-Ди, продолжались и после отстранения  от власти генерала Хоу Цзин. 

    Во время смуты Западная Вэй заняла большие территории Империи Лян.

    В 554 Образование царства Младшая Лян, зависимого от Западной Вэй.
    После смены нескольких императоров представителей фамилии Лян, в 557 престол захватил Чэнь Ба-сянь из обедневшего аристократического рода, участвовавший в разгроме Хоу Цзина и в подавлении крестьянского восстания в Гуанчжоу. Им была основана новая династия и государство Чэнь. Государство Чэнь, кроме столицы Цзянькан владела очень незначительной территорией.

    550-577 г н.э.

    Северная Ци.

    Девушки с опахалами. Фрагмент китайской ширмы 17 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Государство Северная Ци возникло в Северном Китае после того, как Гао Ян сын главнокомандующего Восточной Вэй  Гао Хуаня, низложил императора Восточной Вэй  - Сяо Цзин-ци в 550 году  и провозгласил себя императором Северной Ци под именем Вэнь Сювнь-ди. Правители в Северной Вэй, согласно хроник, менялись часто, что говорит о неустойчивости государства. Дольше всего правил император Ю Чжу с 565-577. Его правление закончилось с завоеванием Северной Ци государством Северная Чжоу.

    557-581 г н.э.

    Северная Чжоу.

    Сложность изучения Китая заключается в том, что с заменой одной правящей династии на другую менялось название государства. Когда в Западной Вэй власть формально перешла сыну главнокомандующего Западной Вэй -  Юйвэнь Цзюэ, государство изменило свое название на Северная Чжоу, хотя реальной властью в государстве обладал военачальник Юйвэнь Ху до смерти в 572 году.

    После смерти Юйвэнь Ху власть в своих руках сосредоточил император У-ди.

    Под властью способного императора У-ди Северная Чжоу в 577 году уничтожила своего соперника — империю Северная Ци, присоединив ее территорию. Смерть императора У-ди в 578 году привела к ослаблению государства, так как его сын, император Сюань-ди был своевольным и жестоким правителем. После смерти императора Сюань-ди в 580 году,  тесть императора Ян Цзинь  взял власть в свои руки, он в 581  сместил сына Сюань-ди, императора Цзин-ди, основав империю Суй.

    557-589 г н.э.

    Государство  Чэнь (Южная Чэнь).

    После гражданской  войны на Юге Китая государство Чэнь владело небольшой частью территории предшествующей династии Лян, и этот остаток империи был в 589 году покорен империей Суй, сменившей Северное Чжоу. За этот период в государстве Чэнь сменилось 5 императоров.

    Путники. Средневековая китайская картина.

    Императоры Чэнь

    Посмертное имя

    Личное имя

    Годы правления


    У-ди

    Чэнь Басянь

    557-559


    Вэнь-ди

    Чэнь Цянь

    560-566


    Фэй-ди

    Чэнь Боцзун

    567-568


    Сюань-ди

    Чэнь Сюй

    569-582

    Хоу Чжу


    Чэнь Шубао

    583-589

    Конец 6 века н.э.

    Ян Цзянь объединяет Китай. Империя Суй.

    Князь Ян Цзянь) — основатель династии Суй  (581—618), приходился тестем Сюань-ди — предпоследнему императору из северокитайской династии Северная Чжоу. Он был полководцем государства Северная Чжоу (557—581).

    В 580 г. Сюань-ди отрёкся от престола в пользу своего шестилетнего сына Цзин-ди. Регентом при малолетнем императоре стал Ян Цзянь. В 581 г. Ян Цзянь заставил внука отречься от престола, и сам стал императором. Основанную им империю он назвал Суй. Столицей её сначала был Чанъань, а с 583 года — Дасин. В 589 году Ян Цзянь предпринял поход на юг и уничтожил династию Чэнь. Так был положен конец раздробленности Китая.

    При нём империя постепенно приходит к покою и умиротворению. По свидетельству хроник, его правление «отличалось снисходительностью, законы были чёткими и ясными». Император всё делал сам, был бережливым и экономным. По словам хронистов, «Поднебесная охотно подчинялась ему и уважала его». И в самом деле, он был для государства хорошим хозяином, и умело лечил его недуги. Прежде всего, Ян Цзянь подавил мятежи и бунты, расправился с разбойниками и грабителями. Затем он взялся за восстановление хозяйства. В период южных и северных династий из-за непрерывных войн и стихийных бедствий многие крестьяне были вынуждены бросить свои поля. После объединения Китая  часть завоеванных  земель, принадлежащих знати и чиновникам, были превращены в казённые. Это позволило Ян Цзяню сохранить систему уравнительного землепользования и распределить казённые пустоши между крестьянами. Площадь обрабатываемых земель в конце 6 века возросла более чем в 2 раза.

    Начал развиваться общий рынок объединенного Китая.

    Музыкант. Китай 6 век.

    593 г н.э.

    Тюрский вельможа прибывает в Китай. 6 век.

    Восточно-тюркский каганат.

    Во второй половине 6 века на севере Китая раздробленные тюркские племена боролись за власть. В этой борьбе Китай поддерживал одну из воюющих сторон, позволяя тюркам истреблять друг-друга.

    В 593 году был обезглавлен последний ставленник Китая  Кинюй-щад. Труп казненного хана отправили в Китай в знак того, что в каганате китайскому императору не на кого больше рассчитывать. Восточно-тюрский каганат выступал как объединенное государство. Тюрки прислали императору просьбу-требование  об открытии на границе рынков для меновой торговли с китайским населением, предполагая скупать товары непосредственно от производителей. После объединения Китая у императора Ян Цзянь было много противником, часть их них бежало к тюркам и подстрекало их в борьбе с Китаем. Китая и Каганат стали готовиться к войне.

    Китайская ваза 6 века.

    594-600 г н.э.

    Голод и восстание в империи Суй.

    Ухудшилось положение империи  вследствие голода, вызванного неурожаем 594 года. Для снятия напряженности в стране император Ян Цзянь раздавал хлеб голодающим из своих амбаров.  В 597-600 г на юге Китая вспыхнуло мощное восстание, которое император подавил с большим трудом.

    597-604 г н.э.

    Война между империей Суй и Восточно-тюркским каганатом.

    В 597 году тюрки произвели набег на приграничные районы Китая,  и китайская армия выступила на войну с противником. Военная компания зимой 598/599 года была удачной для китайцев, им удалось нанести ряд поражений тюркам. Летом 599 года китайские генералы Гао Фань и Ян Со  столкнулись с основными силами тюрок, произошла битва, в которой было «бесчисленное множество убитых и раненых». Успех войне способствовал численный перевес китайцев, которые выдержали конную атаку тюрок и одержали победу.

    Но эта победа не означала конца войны,  тюрки были организованы вождем Дулань-ханом на новую битву, в которой успех сопутствовал им, но тюрки не смогли развить успех, так как был убит предательски вождь тюрок Дулань-хан и среди тюрок начались распри.

    Новый вождь тюрок Кара-Чурин в 601 году вторгся в Китай и разбил китайскую армию.

    В этой ситуации, китайцы поддержали в борьбе за власть в каганате претендента на тюркский престол Жарара, подкупавшего тюрок китайским золотом, часть тюрок перешло на сторону китайцев.

     Схватки между тюрками и китайцами завершилась в 604 году  тем, что  престол в Восточно-тюркском каганате занял ставленник китайцев изменник Жангар  (Лев Гумилев «Древние Тюрки»)

    Тюрские гости прибыли к китайскому чиновнику на праздник. 6 век. Средневековая картина.

  • главная