Краткая история китайской цивилизации Тан. (5 век н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Тан.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Акматическая фаза. (Зрелость).

    Первый период: вхождение во власть.

    5 век

    Даосткий святой.

  • Вхождение во власть. (5 век от начала этнич. истории)
  • Китай в 5 веке. (Северная Вэй) (карта)
  • Начало 5 века.

    Китай в начале 5 века.

    В Северном Китае конца 4 века начала 5 века существовало ряд эфемерных государств, похожих на варварские королевства готов, бургундов, вандалов  существовавших в это время в Средиземноморье. В Китае на берегах  Янцзы  удержалась самостоятельная  Китайская империя (Восточная Цзинь) – наследница империи Хань. Она была похожа на свою великую предшественницу, как ранняя Византия  - на Рим эпохи расцвета, и находила в себе силы  лишь для обороны против варваров, наседавших с севера и запада. Китайцы в Северном Китае,  не смотря на жестокий гнет чужеземцев  и кровопролития  при постоянных междоусобных войнах, численно преобладали над победившими их народами, что обусловило возрождение Китая.  

    (Фрагмент из работы Л.Н. Гумилева «Древние тюрки»)

    Схватка фантастических животных. Изделие из нефрита. Средние Века. Китай. Фото Лимарева В.Н.

    Начало 5 века.

    Перевод буддийских сутр на китайский язык.

    В 5 в. н. э. активизируется буддизм в Китае, где монах Кушраджива и его ученики перевели буддийские сутры на китайский язык, в результате чего учение Будды стало чрезвычайно популярным сначала у просвещенной знати, а затем в результате синкретизма буддизма с даосизмом у народа.  

    402-405 г н.э.

    Борьба за власть в Восточной Цзинь.

    В начале 5 века в  Восточной Цзинь правил император Гун-ди (396-418).  В начале века военные силы Восточной Цзинь  были мобилизованы на подавление даосского восстания возглавляемого Сунь Энем, которое охватило все восточные провинции страны. В 402 г. полководцу Лю Юю удалось разгромить армию повстанцев. В следующем году столица империи Цзянькан была захвачена могущественным князем Хуань Сюанем. Он низложил императора Ань-ди и сам захватил престол. В 404 г. Лю Юй выступил против узурпатора, напал на Хуань Сюаня, убил его и, истребив весь род Хуаней, восстановил на троне императора Ань-ди. С этого времени реальная власть в империи перешла в руки Лю Юя. Он несколько ограничил своеволие князей и улучшил собираемость налогов. В следующие годы он предпринял два похода в Северный Китай (который был разделен тогда между несколькими варварскими царствами). Успех походов способствовал росту его популярности.

    НЕБО. (фрагмент) Лаковое изделие 18 века. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

    Начало 5 века.

    Учение Дао-шэна.

    Дао-шэн родился в семье начальника уезда, имел мирскую фамилию Вэй, увлёкшись буддизмом, ушёл из дома и принял постриг. С 409 года жил в столице Восточной Цзинь— Цзянькане (современный Нанкин). За «еретические высказывания» был лишён сана и был изгнан их буддийской общины столицы. Впоследствии  его еретическое учение Дао-шэн дало основание течению китайского буддизма, приведшего к возникновению школы Чань.

    Дао-щэн учил, что Будда присутствует всех живых существах, и каждый человек имеет возможность спастись в независимости от  его места  в иерархии святости.  В его философско-этической  концепция  была заложена основа взаимопроникновения конфуцианства, даосизма и буддизма.

    409 г н.э.

    Смерть императора Северной Вэй.

    В 409 году жестки правитель государства Северной Вэй Император Дао У-ди во время выяснения отношения со своими детьми был убит его сыном  Цинхэ.  С убийцей расплавился другой сын императора наследник престола Тоба Сы, который стал императором в Северной Вэй под именем Мин Юань-ди (404-423). Император Дао У-ди привлекал китайских законников к наведению порядка при управлении государством. Эту же политику продолжал его сын император Мин Юань-ди.

    420-424 г н.э.

    Образование государства Ранняя Сун.

    Фактически правивший с 404 года в Восточной Цзинь полководец  Лю Юй, в 420 г. принудил императора Гун-ди отречься от престола, провозгласил себя императором и положил начало новой династии Ранняя Сун со столицей  Цзянькан (Нанкин). Лю Юю (император У-ди) правил два года. Сразу после его смерти, в 422 г., между принцами Лю начались распри. В 424 году императором утвердился Лю Илун  сын Лю Юя.  

    Лю Илун  стал императором под именем Вэнь-ди (424-453).

    424-452 г н.э.

    Тоба Тао (Тоба Дао) император Северной Вэй. 

    В 424 году правителем Северной Вэй стал Тоба Тао сын императора Мин Юань-ди. Принявший императорское имя Тай-у-ди.

    Повозка. Китай 1-3 век н.э.

     Началось  правление император с того, что  он разбил войска своих противников жужаней. Далее продолжил успешную войну с другими племенами контролирующие районы в Северном Китае. Он лично участвовал в сражениях и проявлял героизм.

     В 20-30 годы 5 века военные действия, в которых участвовала Северная Вэй, практически не прекращались.

    Особенно упорные бои Тоба Тао вел  с хуннами.  В 428 году хунны разбили армию Тоба Тао и взяли в плен его генерала Се Цзина и угрожали уничтожению княжества Вэй. Упорные сражения 430 году  были между Северной Вэй и  Южной Сун.  Поражение Южного Китая  (Южной Сун)  в этой борьбе привело к отказу Южного Китая от дальнейшей борьбы с  Северным Вэй.  Усмиренные Тоба Тао жужане в 430 году согласись выплачивать дань.

    Царство Ся было захвачено Северной Вэй  в 431 году.

    Царство Севарная Янь  было захвачено Северной Вэй  в 436 году.

    В 437 Вэй направило посольство в Фергану  (Средняя Азия) и стал предпринимать попытки контроля над Великим Шелковым путем. 

    В 439 году объедение Северного Китая под властью императора Тоба Тао было закончено, но завоевательная политика Тоба Тао была продолжена, войска Тоба Тао наводили «порядок» на своих северных и западных границах. Упорные сражения были с жужанями. Это были фактически карательные экспедиции на север.

    В 450 году  Тоба Тао собрал огромную армию и неожиданно напал на Южный Китай. Меньшие по численности войска южан оказали ожесточённое сопротивление. Войска Тота Тао дошли до реки Янцзи, но затем повернули обратно.  Упорное сопротивление южан привело к заключению мира в 451 году и  войска вернулись в столицу Северного Китая  город Датун.

    По возвращению в столицу, Тоба Тао поверил гвардейскому офицеру Цзун Айю, который обвинил наследника престола Тоба Хуана и его приближённых в измене. Император казнил многих подозреваемых, а Тоба Хуан покончил с собой. Цзун Ай  и заговорщики задушили императора Тоба Тао и объявили наследником престола Тоба Юя. Вскоре Тоба Юя был убит евнухом по приказу Цзун Айя.

     Офицер Лю Ни поднял восстание против узурпатора власти, Цзун Айя и его помощников схватили и убили. На престол взошёл Тоба Цзюнь внук Тоба Тао.

    440-452 г н.э.

    Даосизм государственная религия в государстве Северная Вэй.

    Даосский бессмертный. Китай. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Даосский  монах  Коу Цяньчжн принадлежащий  к школе “Небесных наставников”, объявил, что в 414 и 423 году, когда он жил на священной горе Китая Суншань (одна из пяти священных гор в даосизме) у него было откровение Лао-цзы, относительно государства Северная Вэй.  В 424 г. он  явился ко двору императора Тай У-ди, где провозгласил, император Тай У-ди является «истинным государем Великого равенства» Коу Цяньчжи также преподнес двору тексты откровения, истолкованные как знак небесного благоволения к династии Тоба, которые он якобы получил от святого  Ли Пувэнь, «Высшего наставник и пастырь на земле, праправнука Лао-цзы».

    Коу Цяньчжи занял придворную должность “специалиста  по вопросам обретения бессмертия” в его распоряжении появилась лаборатория.

    В 440 году Коу Цяньчжна  приблизил к себе император и под влиянием философа объявил даосизм государственной религией, а себя объявил как  «Истинного  государя Великого равенства». Стали образовываться под покровительством императора даосские церкви и монастыри.

    В 442 г. была совершена церемония наделения императора инвеститурой «правителя Великого равенства», во время которой он принял из рук Коу Цяньчжи талисманы (фулу). (Эту церемонию при восшествии на престол совершали позднее северовэйские императоры: Вэнь-чэн (452–465) и Сянь-вэнь (466–471), после чего этот обычай был отменен.)

    Коу Цяньчжи умер в 448 г. не создав эликсира бессмертия, которого от него ждал император.

    После смерти императора Тай У-ди в 452 году, последующие правители Северной Вэй  перестали рассматривать даосизм как государственную религию.

    452-465 г. н.э.

    Тоба Цэюнь Император Северной Вэй.

    При императоре Тоба Цэюнь в 456 году стал функционировать  «Великий шелковый путь».  Император разрешил исповедовать буддизм, который подвергался гонениям при императоре Тоба Тао, начался бурный рост буддийских общин в государстве. Тоба Цэюнь правил мирно.

    453-479  г н.э.

    Ослабление государства Ранняя Сун.

    В 453 году Лю Шао - сын императора Вэнь-ди приказал охраннику убить своего отца.  Переворот Лю Шао послужил началом новой ожесточённой борьбы за власть. Правившие после Лю Шао императоры отличались жестокостью и распутным образом жизни. В результате, государство стремительно приходило в упадок. В 479 г. император Лю Чжунь  был отстранен от власти, и на смену Сун пришла династия Южная Ци, представители другого знатного рода.

    Середина 5 века.

    Даосский энциклопедист Лу Сюцзин.

    Лу Сюцзин происходил из культурной аристократической семьи и получил классическое конфуцианское образование. Однако он предпочёл даосизм, оставил жену и детей, и стал скитаться и вести образ жизни отшельника.

    В правления императора Вэнь-ди (424-453) он перебрался в столицу Цзянькан и стал торговать лекарственными растениями. Его известность дошла до императора, и он был вызван во дворец, где ему стала покровительствовать императрица Ван, сторонница даосизма.

    Жертвоприношение Небесным настаникам. Рисунок на вазе.  Фото Лимарева В.Н.

    После смерти императора Вэнь-ди в  453 году  во время  и беспорядков он бежал на юг. В 461 году он обосновался в горах Лушань. Покровительствовавший ему император Мин-ди в 467 году основал на горе Тяньиньшань монастырь Чунсюгуань, где Лу Сюцзин работал до смерти. Там он составил свод сочинений Дао цзян.  Он приобрёл большой авторитет, и его деятельность привела к расцвету даосизма

     

    В Дао цзян Ученый-философ Лу Сюцзин (406-477) провел систематизацию  даосской литературы,  разделив свое собрание на три части, обозначенные термином вместилище.

    1 часть – «Вместилище истинного».

    2 часть – «Вместилище сокровенного».

    3 часть – «Вместилище духовного или проникновение в духовное»

    Согласно даосскому учению, трем вместилищам проникновения  соответствуют три начала, а так три сакральные области  с их божествами: Область нефритовой чистоты  управляемая Владыкой небесных драгоценностей , область высшей частоты управляемая Владыкой одухотворенных драгоценностей, область великой чистоты , управляемая Владыкой духовных драгоценностей. 

    Будда в китайском храме. Малайзия. Пенанг. Фото Лимарева В.Н.

    466-476 г н.э.

    Император буддист в Северной Вэй.

    В 466 году на престол взошел Тоба Хун (император Сянь Вэнь-ди) сын умершего императора Тоба Цзюня. Това Хун 1 попал под влияние буддистов и стал ревностным  буддистом. Ознаменовавший свое царствование сооружением  гигантской статуи Будды.

    Во время правления Тоба Хуна укрепилось государственность Северной Вэй. Тоба Хун  провел несколько карательных операция против кочевников, тем самым оставил грабительские набеги на Северный Китай. Успешно провел боевые операции против южан, отодвинув границы государства на юг.

    В 471 г. Тоба Хун отрекся от престола в пользу своего четырехлетнего сына и ушел в буддийскую обитель спасать душу, но продолжал руководить политикой через императрицу китаянку Фэй, ставшую регентшей при малолетнем императоре Юань Хун  (Тоба Хуан 2). Управлял Тоба Хун из монастыря до 476 года.

    В 475 г. Тоба Хун издал указ, запрещающий приносить в жертву животных, так как в любом из них может оказаться душа человека. Другим указом он воспретил казнить родственников преступника, как это практиковалось в Китае, ограничиваясь казнью самого виновника.

    В 476 году императрица Фэй отравила своего мужа и стала управлять государством Северная Вэй.

    476-490 г н.э.

    Империей Северная Вэй управляет императрица Фэн.

    В правление императрицы южане (Южная Ци)  разбили армию Вэй (480-481) и присоединили к Южной Ци княжество Уду.

    На  севере Китая  ряд племен (кидании, татабы)  признали себя вассалами  Вэй.

    484-485 годах императрица провела необходимые реформы в  государстве, задуманные ещё при правлении её мужа Тоба Хун 1.

     Умерла Фэй в 490 году.

    479-502 г н.э.

    Государство Южная Ци.

    В продолжение своей 23-летней истории династия постоянно сталкивалась с нестабильностью. Это были кровавые разборки внутри клана Ци и с другими влиятельными кланами. За период существования государства Южная Ци (т.е. правления рода Ци в Южном Китае)  правило четыре императора и три краткосрочных несовершеннолетних правителя, которые были быстро смещены и убиты их покровителями, чтобы освободить трон для нового ставленника. Императоры династии Южная Ци вели частые войны с северным Китаем — династией Северный Вэй, которые шли с переменным успехом.

    484-485 г н.э.

    Реформы в империи Северная Вэй.

    Работник со ступой. Китайский рисунок.

    В  484 году серией указов в империи Северная Вэй была восстановлена традиционная система налогообложения и табгачская знать лишилась многих привилегий, были освобождены рабы, с ремесленников сняли профессиональные ограничения, восстановлено жалование для чиновников.

    Была введена  система уравнительного землепользования, в основу которой была положена несколько измененная  система надельного землепользования. Мужчины в возрасте старше 15 лет получали 6,2 га пахотной земли, женщины 3,1 га, а так же земли «под паром» и земли для выращивания конопли (1-2 га). Кроме этого, взрослым мужчинам выделялись 3,1 гектара,  на которых они были обязаны вырастить 50 тутовых деревьев. Все земли подлежали возврату государству  после смерти владельца или наступления преклонного возраста. Все это облагалось налогом. Кроме этого крестьяне должны были отрабатывать разнообразные трудовые повинности.

    На рабов давались пахотные наделы, как и на свободных. Аристократы получали землю  в соответствии с  имеющимся у них количеством рабов, власти принуждали их обрабатывать землю и платить налог. Рабы, фактически, превращались в крепостных.

    Безземельные крестьяне в районах, где земли было мало, переселялись на пустоши в другие районы.

    Была создана новая система сельского самоуправления - институт "трех старшин".

    Чиновники в округах и уездах были переведены на жалованье, определявшееся в зависимости от численности населения

    За расхищение и вымогательство должностные лица подвергались смертной казни.

    482-499 г н.э.

    Китаизация Северной Вэй при императоре Сяо Вэнь-ди (Тоба Хуан 2) .

    Китайский ученый.

    Молодой император стал участвовать выполнять свои обязанности  с 482 года.

    В 482 г. юный (15 лет)  император Тоба Хун II впервые совершил церемонию поклонения предкам по конфуцианскому ритуалу.

    Тоба Хун II (император Сяо Вэнь-ди) получил всю полноту власти после смерти своей матери китаянки Фэй в 490 году.

    Сразу после получения абсолютной власти молодой император энергично принялся  за военное утверждение государства Вэй. Он предпринял успешный поход против кочевых племен. Жужани были разгромлены. Затем в 491-494 вел военные действия против южан, но не достиг существенных результатов 

    В 494 году Тоба Хун II перенес столицу государства  на юг в Лоян, вынашивая планы покорения  Южной Ци из новой  столицы.

    Им была проведена китаизация государства.  Он фактически уничтожил нацию сяньбийцев ( к сяньбийцам принадлежали табгачи –плямя тоба), ассимилировав её с китайцами.

    В 495 г. он издал указ, запрещающий употребление сяньбийского языка, ношение сяньбийской одежды и косы, бывшей отличительной особенностью табгачей. Китайский язык, одежда и прическа были объявлены обязательными под угрозой разжалования в рядовые. Были также запрещены браки табгачей с соплеменниками, сяньбийские имена велено было сменить на китайские и даже запрещалось хоронить покойников в родных степях. Доводя дело до конца, Тоба Хун II изменил даже название династии Тоба на Юань. Сам он стал называться Юань Хун.

    Знатные табгачи, сделавшие попытку не подчиниться императору, были казнены.

    В 496 г. восстали поселенные в пределах империи татабы, восстание быстро подавили.

    Волнения начались и среди других кочевых народов, являющихся вассалами Северной Вэй. Император направил войска на их усмирения, убеждая, что они не будут подвергнуты китаизации. 

    В северном походе Юань Хун  (Тоба Хун II) заболел и вернулся в столицу. Во дворце он узнал, что его любимая жена, мачеха наследника, ему неверна. Нервное потрясение так повлияло на него, что он вскоре умер, завещав наследнику Юань Ке слушаться дядей  и казнить мачеху, что тот и сделал  в 499 году.

    Реформа 495-497 гг. превратили государство, где у власти были кочевники,  в китайское царство.

    В 499 году Юань Хун умер.

    Китайская идиллия. Рисунок на столике. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    485-491 г.н.э.

    Домик в горах в Китае. Рис.на вазе. Фото Лимарева В.Н.

    Религиозные реформы в Северной Вэй.

    В 485 г. последовал указ императора против магии и гаданий, практикуемой даосскими монахами.  Особенно строго воспрещалось гадать о судьбе народа. Гадательные книги было предписано сжечь, хранение их квалифицировалось как преступление.  Он ограничивал деятельность даосцев.   В 491 г. был убран знаменитый алтарь Лао-Цзы, сооруженный Тоба Дао, запрещены старинные табгачские обряды и введен новый культ - поклонение солнцу и луне,  в 492 г. замененный обычным китайским культом "Пяти царей".

    498-502 г н.э.

    Император Сяо Баоцзюань в Южной Ци.

    В 498 году Сяо Баоцзюань в возрасте 15 лет, наследовав престол, стал императором.  За него управляли  чиновники, не считаясь с мнением молодого императора. Чиновники в 499 году организовали заговор и решили заменить императора. Все заговорщики  были схвачены и казнены, император приказал казнить и тех высших чиновников и генералов, которые помогали ему ликвидировать заговор.

    В это время часть территории государства  (область Шоуян)  была захвачена государством Северная Вэй.

    Китайские генералы один за другим стали поднимать восстание. Началась ожесточенная борьба вокруг трона.  Успешным было восстание генерала  Сяо Ляня (Янь), когда его войска осадили императорский дворец, приближенные  убили Сяо Баоцзюаня и сдались, принеся голову императора на пике в качестве трофея. Сяо Янь с триумфом вошёл во дворец. Сяо Янь в 502 году объявил себя императором У-ди  династии Лян.  По китайским традициям  это ознаменовало образование нового государства Лян.

    Конец 5 века.

    Корея в конце 5 века.

    Весь век на Корейском  полуострове проходил  в противоборстве трех государств: Когурё, Пэкче и Силлы.  К концу века самым могущественным было государство Когурё, нанесшее поражение 475 году государству Пэкче и расширившее свою территорию. В государстве Силла к концу 5 века укрепилась политическая организация, созданы прогрессивные государственные институты.

    Орнамент из буддийских символов. Пенанг. Малайзия. Буддййский китайских храм. Фото Лимарева В.Н.

  • главная