Лимарев В.Н.
Краткая история китайской цивилизации Тан.
( факты без комментария)
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Фаза Подъем. (Молодость)
.
Четвертый период – «силовые действия».
(4 век н.э.).
4 век.
Взаимное влияние буддизм и даосизма.
Китай был знаком с буддизмом с начала новой эры. Но только в четвертом веке буддизм стал оказывать определенное влияние на умы китайцев, благодаря его взаимодействиям с даосизмом. В Китае буддизм под воздействием даосизма отказался от некоторых исконно индийских традиций. В тоже время даосизм под воздействие буддизма подвергся определенной деформации.
Взаимное влияние буддизма и даосизма в средневековом Китае.
Первая половина 4 века.
Государства Кореи.
После
распада Ханьской империи и последующего нашествия кочевников, на территории
Кореи стали образовываться самостоятельные государства. Управление в которых строилось в соответствии с
принципами управления государством в империи Хань. На основе конфуцианских канонов сложились государственно-правовые нормы.
Особенно сильны были позиции конфуцианцев в государстве Когурё со столицей в Пхеньяне,
занимавшем северную часть полуострова, где было значительное количество
китайцев. Кроме государства Когурё в середине 4 века на корейском полуострове
сформировались ещё два государства, это государство Пэкче в юго-западной части
полуострова и государство Силла в
юго-восточной части полуострова. В 4 веке юг корейского полуострова
оккупировали японцы и образовали «княжество» Мимана.
300-307 г н.э.
Междоусобица в
Поднебесной: «Война семи князей».
Жена
императора Цзя Наньфэн убила наследника
престола Сыма Юйя, сына императора от наложницы Се Цзю.
Сыма Лунь, командующий имперской стражей, убил императрицу
Цзя Наньфэн и уничтожил клан Цзя.
Сыма Лунь, отправил императора в ссылку и требовал подчинения себе всех удельных
князей.
Действия
Сыма Луня привели к восстанию князей против узурпатора власти. Сыма Лунь был убит, император был
возвращен на трон, но это не привело к миру, так как схватка между князьями
продолжилась. Война привела к разорению Поднебесной.
В
междоусобице победил князь Сыма Юн. Император Хуэй-ди
был отравлен, и в 307 году и на
трон был возведен его брат Сыма Чжи с
императорским именем Хуай-ди.
Власть
императора была слабой и не распространялась на всю империи Цзинь (Западную
Цзинь).
304 -310 г н.э.
Образование Северной Хань. Император Гао-цзу.
Кочевые
племена хунну во время смуты вторглись в пределы Китая. Правитель хунну Лю Юань, захватив часть
территории Китая, и объявил себя князем государства Хань. В
308 году Лю Юань провозгласил себя
императором под именем Гао-цзу. После
смерти императора Гао-цзы в 310
году императором стал его сын Лю Цун.
311-318 г н.э.
Хунну завоевывают Север
Китая.
В
311 году хунну захватили цзиньскую столицу Лоян и подвергли ее жестокому
разгрому. В 313 г. император Хуай-ди был убит. На престол взошел Минь-ди,
избравший своей столицей Чанъань. В 316 г. хунну взяли штурмом Чанъань.
Император Минь-ди сдался на милость победителей. В 317 г. после унижений он был
умерщвлен. В следующие годы конные войска западных и северных варваров широким
потоком хлынули в Северный Китай и подвергли его жестокому опустошению. Империя
Западная Цзинь прекратила существование. Весь север Поднебесной до реки Янцзы была завоевана кочевниками. В 318 г., после
смерти Лю Цуна, Северная Хань распалась. На завоеванных территориях стали
образовываться новые царства.
316 г н.э.
Восточная
Цзинь – государство на юге Китая.
После взятия хуннами столицы Западной Цзинь - Чанъань, остатки императорского двора бежали на юго-восток, где под руководством принца Ланъе-вана основали новую столицу Цзянькане (современный город Нанкин). Принц Ланъе-ван был провозглашен императором Юань-ди. При императоре Юань-ди (316-323) все главные должности в государстве занимали представители рода Ван. Власть императоров Восточной Цзинь на протяжении всех 104 лет ее существования не была прочной. При дворе постоянно плелись тайные заговоры; время от времени власть узурпировали влиятельные сановники, принадлежавшие к тому или иному могущественному клану.
319-351 г н.э.
Поздняя
Чжао.
Весь север Поднебесной до
реки Янцзы была завоевана кочевниками в 318 году. На завоеванных территориях кочевники
стали образовывать свои царства. Основателем царства Поздняя Чжао
был выходец из кочевого племени цзе Ши Лэ прошёл путь от раба до императора.
В
333 году Ши Лэ
скончался, и власть захватил его сводный брат Ши Ху. Действуя хитростью и жестокостью Ши Ху убил формального
императора Ши Хуна и
нескольких его братьев.
Императором Ши Лэ объявил себя в 334 году, чтобы подтвердить высокое звание он тратил
большие средства на строительство своих дворцов и парков. Правил он как тиран,
подавляя любую оппозицию созданную его режиму. В 345 году против тирана восстал
губернатор в районе гор Наншинь,
который объявил себя вассалом Восточной Цзинь, а свою
область царством Лян. Ши Ху
послал 80 000 армию на подавление восстания, но эта армия полностью погибла.
С трудом 349
году Ши Ху удалось подавить восстание коменданта области Шэньси - Лян Ду, который был
разбит на подступах к столице Лоян.
Вскоре, Ши Ху заболел, и между принцами
началась борьба за престол. Победил Ши Ши, который при поддержке полководца Чжан
Чая стал императором, но это не остановило междоусобицу. Кочевники вступили в
отчаянную борьбу за власть в Северном Китае. Победу в этой борьбе одержали в 351 году сяньбийские кочевники, которые образовали новое царство Цянь-янь (Ранняя Янь), правителем которого
стал Мужун Хуан.
337-370 г н.э.
Ранняя
Янь
Государство Ранняя Янь в бассейне реки Ляохэ было основано около 337 года Мужун Хуаном, который был вождем сяньбийского племени мужанов. Благодаря захватнической политики в 352 году сяньбийцы завоевали Позднюю Чжао, захватили почти всю восточную половину Северного Китая и стали самым мощным государством в Северном Китае.
Вторжение войск Мужана Хуана в Когурё произошло в ноябре 342 года, и разбил корейское войско. Корейский
полководец Абуль Хавдога погиб, многие города северной Кореи была подвергнута разграблению.
Правитель Когурё ван Когугвон, бросив семью, с остатками армии бежал. В плен попали
члены царской семьи, в том числе и мать вана. Царство Когурё попало в вассальную зависимость от Янь.
Схватки между кочевниками не прекращались весь период существования царства Ранняя Янь. В 370 году царство было покорено тибето-тангутами и прекратило свое существование.
Середина 4 века.
Экономический подъем в Восточной Цзинь.
На юг Китая во время нашествия варваров на юг Китая переселилось большое количество беженцев с севера. Беженцы расселилось на пустующих землях в малозаселенных районах. Началось освоение крестьянами целинных земель с применением интенсивных методов земледелия, получили распространение усовершенствованные орудия труда, новые агротехнические приемы обработки земли, получило распространение орошение. К этому периоду отгостится сооружение дамб вдоль морского побережья. Прежде отсталый Южный Китай с обширными малозаселенными районами превратился густонаселенный край с обширными сельхозугодиями. Власти установили налог взимаемый зерном, который в конце 4 века взимался подушно.
Вторая половина 4 века.
Философ Сунь Чо.
Философ Сунь Чо (317-419) в его трактате («Аллегорические
рассуждения о Дао") отстаивал тезис об идейном тождестве учения
Будды и Конфуция и считал, что Будда это воплощение Дао.
Сунь Чо
стремился интерпретировать буддийское учение о праджне-мудрости
с позиции даосской философии, прежде всего даосское «учение о сокровенном».
Обладая литературным даром, философ Сунь Чо излагал свои взгляды
в стихотворной форме. Известна его
знаменитая «Ода о восхождении на гору Тяньтай шань»
О, вершина Тяньтай!
Только Небу равна!
На земле появилась чудесно,
Засверкала божественным светом.
Середина 4 века.
Борьба кочевых племен за обладанием Северным Китаем. Царство Цинь-Цинь (Ранняя Цинь).
К середине 4 века на Севере Китая существовало гуннское царство Чжао, которое было завоевано в 351 году
сяньбийскими кочевниками, основавшим государство Цянь-янь, которое просуществовало
до нашествия в Северный Китай тибето-тангутов в 370 году. Тибето-тангуты называли свое царство Цинь-Цинь (Ранняя Цинь). Царство
достигло своего могущества при правителе Фу
Цзяня II (357-385) объединившем весь
Северный Китай.
Императоры Ранней Цинь
Храмовое имя |
Посмертное имя |
Личное имя |
Годы правления |
Девиз правления (年號 niánhào)
и годы |
Гао-цзу |
Цзин Мин-ди |
Фу Цзянь |
351-355 |
|
отсутствует |
Ли-ван |
Фу Шэнт 苻生 Fú Shēng |
355-357 |
|
Ши-цзу |
Сюань Чжао-ди |
Фу Цзянь |
357--385 |
|
отсутствует |
Ай Пин-ди |
Фу Пи |
385-386 |
|
Тай-цзун |
Гао-ди |
Фу Дэн |
386-394 |
|
отсутствует |
Хоу Чжу |
Фу Чэн 苻崇 Fú Chóng |
несколько месяцев в394 году |
|
Середина 4 века.
Государство Пэкче - гегемон на Корейском полуострове.
В середине 4 века государство Пэкче стало сильным централизованным государством со столицей в городе Вире. При правителе Кынчхог был создан по примеру китайского военно-бюрократический административный аппарат. Сам себя Кынчхог называл ваном. В 369 году войска государства Пэкче нанесли сокрушительное поражения войскам государство Когурё, и государство Пэкче утвердилось гегемоном на Корейском полуострове. В 371 году правитель Пэкче Кынчхог захватил часть исконно китайках земель, и сделал попытку захватить столице Когурё Пхеньян. В том же году правитель Кынчхог установил дружеские отношения с Восточной Цзинь и Японией. В 377 году новая неудачная попытка захватить город Пхеньян.
В Пэкче сильно было влияние Восточной Цзинь. В государстве произошло развитие ремесел; изделия гончаров, ткачей и оружейников из Пэкче стали распространяться, как в Китае, так и Японии.
372 – 396 г н.э.
Правление императора Сяо-У-ди в Восточной Цзинь.
Время их правления отмечено беззаконными казнями
и репрессиями, что подорвало авторитет императорской власти
и дало повод к смутам.
372-375 г н.э.
Распространение буддизма в государстве Когурё.
В корейское государство Когурё из Китая
прибыл буддийский монах Сундо, который
привез изображение Будды и религиозную литературу. В Когурё началось распространение
буддизма. Первые два
буддийских монастыря были построены
в 375 году, это Чхомун и Ибуллан.
373 г н.э.
В корейском государстве Когурё обнародован свод законы.
Свод законов «Юллён» создан в соответствии с конфуцианскими принципами.
375 г н.э.
Тибето-тангутский правитель царства Цинь-Цинь преследует даосцев.
Правитель
царства Цинь-Цинь (Ранняя Цинь) Фу Цзяня II был
ревностным буддистом, хотя он декларировал изначально уважение к обычаям всех
народов в его государстве, но при благосклонном отношении к конфуцианцам, он
запретил указом 375 года под страхом
смерти вероисповедание даосизма, для начала казнил хранителя своего архива,
читавшего даосские книги.
383 г н.э.
Поход северокитайского
царства Ранняя Цинь против Восточной Цзинь.
385-395 г н.э.
Образование царства Западная Цинь.
К конце
4 века на Севере Китая началось возвышение царства Западная
Цинь. Началом существования царства считается 385
год. Около 395 года царство Цинь завоевало ослабевшее
из-за междоусобицы царство Ранняя Цинь,
и было самым большим из 16 царств существовавших
на Севере Китая в это время.
386 -399 г н.э.
Образование царства Северная Вэй.
В конце 4
века на Севере Китая шли непрерывные
войны между кочевниками, государства то возникали, то исчезали, будучи подчиненные
более сильным противником. Всего в это время существовало порядка 20 царств.
Царство Дай было образовано племенем тоба. Вождем царства стал в 386 году Шэ
Гуй (Тоба Гуй) (годы жизни: 371-409), основавший династию Тоба Вэй и он в 386 году царство Дай переименовав царство Тоба Вэй (Северная Вэй или Хоу Вэй).
Царство Вэй не
считалось государством, так как было вассалом
царства Янь. В
398 году Тоба Вэй, после
ряда побед, освободилось от вассальной зависимости от Янь,
и стало государством со столицей Пинчэн (современный Датун
в китайской провинции Шаньси). Тоба Гуй в 399 году провозгласил
себя императором, покоренное им население было наделено землей и обложено земельным налогом.
392-395 г н.э.
Незатухающий
конфликт между государствами Когурё и Пэкче в конце 4 века
вспыхнул с новой силой. В результате наступления войска Когурё захватили несколько пограничных крепостей, но
при успешном контрнаступлении Пэкче разбила армию Когурё в 395 году.
396-397 г н.э.
398 г н.э.
Даосткое восстание в Восточном Цзинь.
В Восточном Цзинь вспыхнуло крестьянское
восстание, руководимое Сунь Таем последователем учения
«пяти мер риса», т.е. даосизма. После гибели Сунь Тая в 398 г. повстанцев
возглавил его племянник Сунь Энь, укрывавшийся некоторое время на прибрежных
островах и потому названный официальной китайской историографией «пиратом».
Конец 4 века.
Буддизм становится
государственной религией в государстве Пэкче.
В
384 году для проповеди буддизма из Восточной Цзинь в
корейское государство Пэкче прибыл
индийский монах Марананда, его с почетом принял ван Синню и поселил в своем
дворце. Ван Синню объявил буддизм
государственной религией. В 385 году был
построен первый буддийский монастырь, где священнослужителями стали 10
корейских аристократов. Пропагандировать свое учение в Пэкче стали и даосские
проповедники.
Конец
4 века.
Творчество поэта Тао Цянь (Тао Юаньмина)
Сначала
поэт Тао Цянь (365 - 427), был
мелким земледельцем, затем чиновником. Затем вернулся к себе в деревню.
В его стихах нравственные раздумья о смысле жизни, призвании человека,
прославление крестьянского труда (циклы "За вином", "Разные
стихи" и др.).
В пяти стихотворениях «Возвращайся к садам и полям» он говорит о
том, что уход их чиновников приближает к природе. Его героя «бедные ученые», для которых нет ничего выше
правды.
Фрагмент из стихотворения Тао Цянь:
То, что когда-то, как лотос весенний, цвело,
Стало сегодня осенней коробкой семян...
Конец 4 века.
Буддизм на
севере Китая.
В варварских
царствах существовавших на севере Китая, правители покровительствовали
буддистам в большей степени, чем на юге Китая. Им одинаковы далекими были и даосские верования и буддизм, они в некоторой степени противодействовали
даосизму, и поощряли распространение буддизма. Благодаря этой поддержке буддизм на севере Китая утверждался в традиционной
индийской форме Кумараджива.
главная