Краткая история китайской цивилизации Тан. (4 век н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Тан.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Фаза Подъем. (Молодость) .

    Четвертый период – «силовые действия».

     (4 век н.э.).

    Черепица на средневековой постройке в Китае.

  • Силовые действия. (4 век от начала этнич. истории)
  • Япония в начале н.э.(карта)
  • Корея в начале н.э.(карта)
  • 4 век.

    Взаимное влияние буддизм и даосизма.

    Китай был знаком с буддизмом с начала новой эры. Но только в четвертом веке буддизм стал оказывать определенное влияние на умы китайцев, благодаря его взаимодействиям с даосизмом. В Китае буддизм под воздействием даосизма отказался от некоторых исконно индийских традиций. В тоже время даосизм под воздействие буддизма подвергся определенной деформации.

  • Взаимное влияние буддизма и даосизма в средневековом Китае.

  • Первая половина 4 века.

    Государства Кореи.

    После распада Ханьской империи и последующего нашествия кочевников, на территории Кореи стали образовываться самостоятельные государства.  Управление  в которых строилось в соответствии с принципами управления государством в империи Хань.  На основе конфуцианских канонов  сложились государственно-правовые нормы. Особенно сильны были позиции конфуцианцев в государстве Когурё со столицей в Пхеньяне, занимавшем северную часть полуострова, где было значительное количество китайцев. Кроме государства Когурё в середине 4 века на корейском полуострове сформировались ещё два государства, это государство Пэкче в юго-западной части полуострова и  государство Силла в юго-восточной части полуострова. В 4 веке юг корейского полуострова оккупировали японцы и образовали «княжество» Мимана.

    Китайцы. Роспись на фарфоре. Фото Лимарева В.Н.

    300-307 г  н.э.

    Междоусобица в Поднебесной: «Война семи князей».

    Жена императора Цзя Наньфэн  убила наследника престола Сыма Юйя, сына императора от наложницы Се Цзю.

    Сыма  Лунь, командующий имперской стражей, убил императрицу Цзя Наньфэн  и уничтожил клан Цзя.

    Сыма  Лунь, отправил императора в ссылку  и требовал подчинения себе всех удельных князей.

    Действия Сыма Луня привели к восстанию князей против узурпатора  власти. Сыма Лунь был убит, император был возвращен на трон, но это не привело к миру, так как схватка между князьями продолжилась. Война привела к разорению Поднебесной.

    В междоусобице победил князь Сыма Юн. Император   Хуэй-ди  был отравлен, и в 307 году и  на трон был возведен его брат Сыма Чжи с  императорским именем Хуай-ди. 

    Власть императора была слабой и не распространялась на всю империи Цзинь (Западную Цзинь).

    Китайские крестьяне. Рис. на средневековой вазе. Фото Лимарева В.Н.

    304 -310  г н.э.

    Образование Северной Хань. Император Гао-цзу.

    Кочевые племена хунну во время смуты вторглись в пределы Китая. Правитель хунну Лю Юань, захватив часть территории Китая, и объявил себя князем государства Хань.   В 308 году  Лю Юань провозгласил себя императором под именем  Гао-цзу. После смерти императора  Гао-цзы в 310 году  императором стал его сын Лю Цун.

    311-318   г н.э.

    Хунну завоевывают Север Китая.

    Повозка. (Средневековая китайская живопись)

    В 311 году хунну захватили цзиньскую столицу Лоян и подвергли ее жестокому разгрому.  В 313 г. император Хуай-ди  был убит. На престол взошел Минь-ди, избравший своей столицей Чанъань. В 316 г. хунну взяли штурмом Чанъань. Император Минь-ди сдался на милость победителей. В 317 г. после унижений он был умерщвлен. В следующие годы конные войска западных и северных варваров широким потоком хлынули в Северный Китай и подвергли его жестокому опустошению. Империя Западная Цзинь прекратила существование. Весь север Поднебесной  до реки Янцзы была завоевана кочевниками. В 318 г., после смерти Лю Цуна, Северная Хань распалась.  На завоеванных территориях стали образовываться новые царства.

  • Погребальные маски хунну (гуннов).
  • 316   г н.э.

    Восточная Цзинь – государство на юге Китая.

    После взятия хуннами столицы Западной Цзинь  - Чанъань, остатки императорского двора бежали на юго-восток, где под руководством принца Ланъе-вана основали новую столицу Цзянькане  (современный  город Нанкин). Принц Ланъе-ван был провозглашен императором  Юань-ди. При императоре Юань-ди (316-323)  все главные должности в государстве занимали представители рода Ван. Власть императоров Восточной Цзинь на протяжении всех 104 лет ее существования не была прочной. При дворе постоянно плелись тайные заговоры; время от времени власть узурпировали влиятельные сановники, принадлежавшие к тому или иному могущественному клану.

    319-351 г н.э.

    Поздняя Чжао.

    Весь север Поднебесной  до реки Янцзы была завоевана кочевниками в 318 году. На завоеванных территориях кочевники стали образовывать свои царства. Основателем царства Поздняя Чжао был выходец из кочевого племени цзе Ши Лэ прошёл путь от раба до  императора.

    В  333 году Ши Лэ скончался, и власть захватил его сводный брат Ши Ху. Действуя хитростью и жестокостью Ши Ху убил формального императора Ши Хуна и нескольких его братьев.

    Императором Ши Лэ объявил себя в 334 году,  чтобы подтвердить высокое звание он тратил большие средства на строительство своих дворцов и парков. Правил он как тиран, подавляя любую оппозицию созданную его режиму. В 345 году против тирана восстал  губернатор  в районе гор Наншинь, который  объявил себя вассалом Восточной  Цзинь, а свою область царством Лян. Ши Ху послал 80 000 армию на подавление восстания, но эта армия полностью погибла.

    С трудом 349 году Ши Ху удалось подавить восстание коменданта области Шэньси  - Лян Ду, который  был разбит на подступах к столице  Лоян.

    Вскоре, Ши Ху заболел, и между принцами началась борьба за престол. Победил Ши Ши, который при поддержке полководца Чжан Чая стал императором, но это не остановило междоусобицу. Кочевники вступили в отчаянную борьбу за власть в Северном Китае. Победу в этой борьбе одержали в 351 году сяньбийские кочевники, которые образовали новое царство  Цянь-янь (Ранняя Янь), правителем которого стал Мужун Хуан.

     Китай. Барельеф эпохи Хань.

    337-370 г н.э.

    Будда. Китайская подвеска. Из коллекции Лимарева В.Н.

    Ранняя Янь

    Государство Ранняя Янь  в бассейне реки Ляохэ  было основано около 337 года Мужун Хуаном, который был вождем сяньбийского племени мужанов.  Благодаря захватнической политики в 352 году  сяньбийцы завоевали    Позднюю Чжао,  захватили почти всю восточную половину Северного Китая и стали самым мощным государством в Северном Китае.

    Вторжение войск Мужана Хуана в Когурё произошло в ноябре 342 года, и разбил корейское войско. Корейский полководец Абуль Хавдога погиб, многие города северной Кореи была подвергнута разграблению. Правитель Когурё ван Когугвон, бросив семью, с остатками армии бежал. В плен попали члены царской семьи, в том числе и мать вана. Царство Когурё попало в вассальную зависимость от Янь.

    Схватки между кочевниками не прекращались весь период существования царства Ранняя Янь. В 370 году царство было покорено тибето-тангутами и прекратило свое существование.  

    Середина 4 века.

    Экономический подъем в Восточной Цзинь.

    На юг Китая во время нашествия варваров на юг Китая  переселилось большое количество беженцев с севера. Беженцы  расселилось на пустующих землях в малозаселенных районах.  Началось освоение крестьянами целинных земель  с применением интенсивных методов земледелия, получили распространение усовершенствованные орудия труда, новые агротехнические приемы обработки земли, получило распространение орошение. К этому периоду отгостится сооружение дамб вдоль морского побережья.  Прежде отсталый Южный Китай с обширными малозаселенными районами превратился  густонаселенный край с обширными сельхозугодиями. Власти установили налог взимаемый зерном, который в конце 4 века взимался подушно.

    Вторая половина 4 века.

    Философ Сунь Чо.

    Философ Сунь Чо (317-419) в его трактате («Аллегорические рассуждения о Дао") отстаивал тезис об идейном тождестве учения Будды и Конфуция и считал, что Будда это воплощение Дао.

    Сунь Чо  стремился интерпретировать буддийское учение о праджне-мудрости с позиции даосской философии, прежде всего даосское  «учение о сокровенном».

    Обладая литературным даром, философ Сунь Чо излагал свои взгляды в стихотворной форме. Известна  его знаменитая «Ода о восхождении на гору Тяньтай шань»

    О, вершина Тяньтай!

    Только Небу равна!

    На земле появилась чудесно,

    Засверкала божественным светом.

    Китайские чиновники. Средневековый  кит. рис.

    Середина 4 века.

    Борьба кочевых племен за обладанием Северным Китаем. Царство Цинь-Цинь (Ранняя Цинь).


    К середине 4 века на Севере Китая существовало гуннское царство  Чжао, которое было завоевано в 351 году сяньбийскими  кочевниками, основавшим  государство Цянь-янь, которое просуществовало до нашествия в Северный Китай  тибето-тангутов в 370 году. Тибето-тангуты называли свое  царство Цинь-Цинь (Ранняя Цинь). Царство достигло своего могущества при правителе   Фу Цзяня II  (357-385) объединившем весь Северный Китай.

    Царство Ранняя Хань просуществовало, как гегемон в Северном Китае, с 370 г по 394 год.

    Императоры Ранней Цинь

    Храмовое имя

    Посмертное имя

    Личное имя

    Годы правления

    Девиз правления (年號 niánhào) и годы

    Гао-цзу
    高祖 Gāozǔ

    Цзин Мин-ди
    景明帝 Jǐngmíngdì

    Фу Цзянь
    苻健 Jiàn

    351-355

    • Хуанши (皇始 Huángshǐ) 351-355

    отсутствует

    Ли-ван
    厲王 Lìwáng

    Фу Шэнт 苻生 Shēng

    355-357

    • Шоугуан (壽光 Shòuguāng) 355-357

    Ши-цзу
    世祖 Shìzǔ

    Сюань Чжао-ди
    宣昭帝 Xuānzhāodì

    Фу Цзянь
    苻堅 Jiān

    357--385

    • Юнсин (永興 Yǒngxīng) 357-359
    • Ганьлу (甘露 Gānlù) 359-364
    • Цзяньюань (建元 Jiànyuán) 365-385

    отсутствует

    Ай Пин-ди
    哀平帝 Āipíngdì

    Фу Пи
    苻丕

    385-386

    • Тайань (太安 Tàiān) 385-386

    Тай-цзун
    太宗 Tàizōng

    Гао-ди
    高帝 Gāodì

    Фу Дэн
    苻登 Dēng

    386-394

    • Тайчу (太初 Tàichū) 386-394  

    отсутствует

    Хоу Чжу
    後主 Hòu Zhǔ

    Фу Чэн

    苻崇 Chóng

    несколько месяцев в394 году

    • Яньчу (延初 Yánchū) 394
     При дворе правителя. Китай. (Лаковая миниатюра.)  Эрмитаж. фото Лимарева. В.Н.

    Середина 4 века.

    Государство  Пэкче  - гегемон на Корейском полуострове.

    В середине 4 века государство Пэкче стало сильным централизованным государством со столицей в городе Вире. При правителе Кынчхог был создан по примеру китайского военно-бюрократический административный аппарат. Сам себя Кынчхог называл ваном.  В 369 году  войска государства Пэкче нанесли сокрушительное поражения войскам государство Когурё, и государство Пэкче утвердилось гегемоном на Корейском полуострове. В 371 году правитель Пэкче  Кынчхог захватил часть исконно китайках земель, и сделал попытку захватить столице Когурё  Пхеньян. В том же году правитель Кынчхог установил дружеские отношения  с Восточной Цзинь  и Японией. В 377 году новая неудачная попытка захватить город Пхеньян.

    В Пэкче  сильно было влияние Восточной Цзинь. В государстве произошло развитие ремесел; изделия гончаров, ткачей и оружейников  из Пэкче  стали распространяться, как в Китае, так и Японии.

    372 – 396 г н.э.

    Правление императора Сяо-У-ди в Восточной Цзинь.

    Время их правления отмечено беззаконными казнями и репрессиями, что подорвало авторитет императорской власти и дало повод к смутам.

     372-375 г н.э.

    Распространение буддизма в государстве Когурё.

    В  корейское государство Когурё из Китая прибыл  буддийский монах Сундо, который привез изображение Будды и религиозную литературу. В Когурё началось распространение буддизма.  Первые  два  буддийских монастыря  были построены в 375 году, это Чхомун и Ибуллан.

    373 г н.э.

    В корейском государстве Когурё обнародован свод законы.

    Свод законов «Юллён» создан  в соответствии с конфуцианскими принципами.

     Будда (Китайский листок из Малайзии.)

    375 г н.э.

    Тибето-тангутский правитель царства  Цинь-Цинь преследует даосцев.

    Правитель царства Цинь-Цинь (Ранняя Цинь) Фу Цзяня II был ревностным буддистом, хотя он декларировал изначально уважение к обычаям всех народов в его государстве, но при благосклонном отношении к конфуцианцам, он запретил  указом 375 года под страхом смерти вероисповедание даосизма, для начала казнил хранителя своего архива, читавшего даосские книги.

    Китайский полководец. Кит. скульптура. Гонконг.  Фото Лимарева В.Н.

    383 г н.э.

    Поход северокитайского царства Ранняя Цинь против  Восточной Цзинь.

    Покорив весь Север Китая, тибето-тангуты решили распространить свое влияние на Южный Китай. Правители Ранней  Цинь  Фу Цзянь II мобилизовали для похода на Южный Китай  огромную армию (900 тыс. чел), большая часть которой была китайскими крестьянами.  Правитель Восточной Цзинь  Сяо-У-ди смог противопоставит захватчикам армию в 80 тыс. человек. Наступление тибето-тангуты предприняли на всем протяжении  реки Янцзы, отделяющей два царства. Сил для того чтобы обеспечить оборону по всей линии границы у Сяо-У-ди не было. Решающая битва произошла у реки Фэйшуй, где войны из Южного Китая атаковали основные силы  тибето-тангун, и 250 тысячная армия вдруг обратилась в бегство. Войны императора Сяо-У-ди упорно преследовали врага и нанесли ему большой урон. Грандиозный и широко задуманный поход окончился для тибето-тангут  катастрофой, что фактически привело к гибели  царство Ранняя Цинь и в противоборстве «варваров»  на Севере Китая стали возникать новые государства.

    385-395 г н.э.

    Образование царства Западная Цинь.

      К конце 4 века на Севере Китая началось возвышение царства Западная Цинь. Началом существования царства считается 385 год. Около 395 года царство Цинь завоевало ослабевшее из-за междоусобицы царство Ранняя Цинь,  и было самым большим из 16 царств существовавших на Севере Китая в это время.

    386 -399 г н.э.

     

    Образование царства Северная Вэй.

     

    В конце 4 века  на Севере Китая шли непрерывные войны между кочевниками, государства то возникали, то исчезали, будучи подчиненные более сильным противником. Всего в это время существовало порядка 20 царств. Царство Дай было образовано племенем тоба. Вождем царства стал в 386 году Шэ Гуй (Тоба Гуй) (годы жизни: 371-409), основавший династию Тоба Вэй и он в 386 году царство Дай переименовав царство Тоба Вэй (Северная Вэй или Хоу Вэй).

    Царство Вэй не считалось государством, так как  было вассалом  царства Янь. В 398 году Тоба Вэй, после ряда побед, освободилось от вассальной зависимости от Янь, и стало государством  со столицей  Пинчэн (современный Датун в китайской провинции  Шаньси). Тоба Гуй в 399 году провозгласил себя императором, покоренное им население было наделено землей  и обложено земельным налогом.

    392-395 г н.э.

    Война между корейскими государствами Когурё и Пэкче.

    Незатухающий конфликт между государствами Когурё и Пэкче в конце 4 века вспыхнул с новой силой. В результате наступления войска Когурё  захватили несколько пограничных крепостей, но при успешном  контрнаступлении  Пэкче разбила армию Когурё в 395 году.

    396-397 г н.э.

    Военный мятеж в Восточном Цзинь.

    В 396 году был задушен своей женой  император Сяо У – ди (372 – 396), придворные возвели на престол  его сына Сыма И – дэ, ставшего императором под именем Ань – ди (396-419). Против императорской власти поднял мятеж военных под предводительством  Ван Гуна, мятеж был подавлен, Ань-ди утвердился император.

     Диалог.(Китайская живопись.)

    398 г н.э.

    Даосткое восстание  в Восточном Цзинь.

    В Восточном Цзинь  вспыхнуло крестьянское восстание, руководимое Сунь Таем последователем учения «пяти мер риса», т.е. даосизма. После гибели Сунь Тая в 398 г. повстанцев возглавил его племянник Сунь Энь, укрывавшийся некоторое время на прибрежных островах и потому названный официальной китайской историографией «пиратом».

    Конец 4 века.

    Буддизм становится государственной религией в государстве Пэкче.

    В 384 году  для проповеди буддизма  из Восточной Цзинь в корейское государство Пэкче  прибыл индийский монах Марананда, его с почетом принял ван Синню и поселил в своем дворце.  Ван Синню объявил буддизм государственной религией.  В 385 году был построен первый буддийский монастырь, где священнослужителями стали 10 корейских аристократов. Пропагандировать свое учение в Пэкче стали и даосские проповедники.


    Конец  4 века.

    Творчество поэта Тао Цянь (Тао Юаньмина)

    Сначала поэт Тао Цянь (365 - 427), был мелким земледельцем, затем чиновником. Затем вернулся к себе в деревню.

    В его стихах нравственные  раздумья о смысле жизни, призвании человека, прославление крестьянского труда (циклы "За вином", "Разные стихи" и др.).

    В пяти стихотворениях «Возвращайся  к садам и полям»  он говорит о  том, что уход их чиновников приближает к природе. Его героя  «бедные ученые», для которых нет ничего выше правды.

    Фрагмент из стихотворения Тао Цянь:

    То, что когда-то, как лотос весенний, цвело,

    Стало сегодня осенней коробкой семян...

    Конец 4 века.

     

    Буддизм на севере Китая.

    В варварских царствах существовавших на севере Китая, правители покровительствовали буддистам в большей степени, чем на юге Китая. Им одинаковы далекими были и даосские верования и буддизм, они в некоторой степени противодействовали даосизму, и поощряли распространение буддизма. Благодаря этой поддержке  буддизм на севере Китая утверждался в традиционной индийской форме  Кумараджива.

    В китайской деревне. Рис. на вазе 18 века.  Китай. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

  • главная