Краткая история китайской цивилизации Хань. 4 век н.э.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Хань.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

    Обскурация фаза (Старость).

    Второй период – «реорганизация».

     (4 век н.э.).

    Китайский пейзаж. Совр. кит. худ.

  • Реорганизация. (10 век от начала этнич. истории)
  • Первая половина 4 века.

    Государства Кореи.

    После распада Ханьской империи и последующего нашествия кочевников, на территории Кореи стали образовываться самостоятельные государства.  Управление  в которых строилось в соответствии с принципами управления государством в империи Хань.  На основе конфуцианских канонов  сложились государственно-правовые нормы. Особенно сильны были позиции конфуцианцев в государстве Когурё со столицей в Пхеньяне, занимавшем северную часть полуострова, где было значительное количество китайцев. Кроме государства Когурё в середине 4 века на корейском полуострове сформировались ещё два государства, это государство Пэкче в юго-западной части полуострова и  государство Силла в юго-восточной части полуострова. В 4 веке юг корейского полуострова оккупировали японцы и образовали «княжество» Мимана.

    Производство железных орудий труда в Корее в начале н.э. Рисунок в национальном музем г Кёнджу. Фото Лимарева В.Н.

    300-307 г  н.э.

    Междоусобица в Поднебесной: «Война семи князей».

    Жена императора Цзя Наньфэн  убила наследника престола Сыма Юйя, сына императора от наложницы Се Цзю.

    Сыма  Лунь, командующий имперской стражей, убил императрицу Цзя Наньфэн  и уничтожил клан Цзя.

    Сыма  Лунь, отправил императора в ссылку  и требовал подчинения себе всех удельных князей.

    Действия Сыма Луня привели к восстанию князей против узурпатора  власти. Сыма Лунь был убит, император был возвращен на трон, но это не привело к миру, так как схватка между князьями продолжилась. Война привела к разорению Поднебесной.

    В междоусобице победил князь Сыма Юн. Император   Хуэй-ди  был отравлен, и в 307 году и  на трон был возведен его брат Сыма Чжи с  императорским именем Хуай-ди. 

    Власть императора была слабой и не распространялась на всю империи Цзинь (Западную Цзинь).

    Китайские крестьяне. Рис. на средневековой вазе. Фото Лимарева В.Н.

    304 -310  г н.э.

    Образование Северной Хань. Император Гао-цзу.

    Кочевые племена хунну во время смуты вторглись в пределы Китая. Правитель хунну Лю Юань, захватив часть территории Китая, и объявил себя князем государства Хань.   В 308 году  Лю Юань провозгласил себя императором под именем  Гао-цзу. После смерти императора  Гао-цзы в 310 году  императором стал его сын Лю Цун.

    311-318   г н.э.

    Хунну завоевывают Север Китая.

    Повозка. (Средневековая китайская живопись)

    В 311 году хунну захватили цзиньскую столицу Лоян и подвергли ее жестокому разгрому.  В 313 г. император Хуай-ди  был убит. На престол взошел Минь-ди, избравший своей столицей Чанъань. В 316 г. хунну взяли штурмом Чанъань. Император Минь-ди сдался на милость победителей. В 317 г. после унижений он был умерщвлен. В следующие годы конные войска западных и северных варваров широким потоком хлынули в Северный Китай и подвергли его жестокому опустошению. Империя Западная Цзинь прекратила существование. Весь север Поднебесной  до реки Янцзы была завоевана кочевниками. В 318 г., после смерти Лю Цуна, Северная Хань распалась.  На завоеванных территориях стали образовываться новые царства.

    316   г н.э.

    Восточная Цзинь – государство на юге Китая.

    После взятия хуннами столицы Западной Цзинь  - Чанъань, остатки императорского двора бежали на юго-восток, где под руководством принца Ланъе-вана основали новую столицу Цзянькане  (современный  город Нанкин). Принц Ланъе-ван был провозглашен императором  Юань-ди. При императоре Юань-ди (316-323)  все главные должности в государстве занимали представители рода Ван. Власть императоров Восточной Цзинь на протяжении всех 104 лет ее существования не была прочной. При дворе постоянно плелись тайные заговоры; время от времени власть узурпировали влиятельные сановники, принадлежавшие к тому или иному могущественному клану.

    Китайцы. Роспись на фарфоре. Фото Лимарева В.Н.

    323-326   г н.э.

    Правление императора Мин-ди в Восточном Цзинь.

    Военачальник Ван Дуня стал претендовать на абсолютную власть в государстве. Император в качестве примирения предложил ему должность первого министра, но примирение не наступило, тогда император Мин-ди (323 - 326 г.) направил против Ван Дуня войска. Как раз в это время Ван заболел и умер. Его труп был выкопан и обезглавлен.

     Китай. Барельеф эпохи Хань.

    326 - 342  г н.э.

    Правление императора Чэн-ди.

    После смерти императора Мин-ди трон в Восточном Цзинь занял его сын Сыма Янь, ставший императором   Чэн-ди. Ряд постановлений императора в 326-342 годах были направлены на улучшение управляемости государством и порядочности  взимания налогов.  Император Чэн-ди отказался от отработочной ренты и заменил её налогом зерном. Во время правления императора Чэн-ди южные китайцы активно противодействовали хуннам и смогли нанести им несколько поражений.  После его смерти, императором  стал его брат Кан-ди.

    Середина 4 века.

    Экономический подъем в Восточной Цзинь.

    На юг Китая во время нашествия варваров на юг Китая  переселилось большое количество беженцев с севера. Беженцы  расселилось на пустующих землях в малозаселенных районах.  Началось освоение крестьянами целинных земель  с применением интенсивных методов земледелия, получили распространение усовершенствованные орудия труда, новые агротехнические приемы обработки земли, получило распространение орошение. К этому периоду отгостится сооружение дамб вдоль морского побережья.  Прежде отсталый Южный Китай с обширными малозаселенными районами превратился  густонаселенный край с обширными сельхозугодиями. Власти установили налог взимаемый зерном, который в конце 4 века взимался подушно.

    Китайские чиновники. Средневековый  китайский рис.

    Середина 4 века.

    Борьба кочевых племен за обладанием Северным Китаем.

     Доспехи корейского война 3-4 век н.э. Китай. Национальный музей в Кёнджу. фото Лимарева. В.Н.


    К середине 4 века на Севере Китая существовало гуннское царство  Чжао, которое было завоевано в 351 году сяньбийскими  кочевниками, основавшим  государство Цянь-янь, которое просуществовало до нашествия в Северный Китай  тибето-тангутов в 370 году. Тибето-тангуты образовали  царство с названием Цинь-Цинь (Ранняя Цинь), которое достигло своего могущества при правителе   Фу Цзяня II  (357-385) объединившем весь Северный Китай.

    Середина 4 века.

    Государство  Пэкче  - гегемон на Корейском полуострове.

    В середине 4 века государство Пэкче стало сильным централизованным государством со столицей в городе Вире. При правителе Кынчхог был создан по примеру китайского военно-бюрократический административный аппарат. Сам себя Кынчхог называл ваном.  В 369 году  войска государства Пэкче нанесли сокрушительное поражения войскам государство Когурё, и Пэкче утвердились гегемоном на Корейском полуострове. В 371 году правитель Пэкче  Кынчхог захватил часть исконно китайках земель, и сделал попытку захватить столице Когурё  Пхеньян. В том же году правитель Кынчхог установил дружеские отношения  с Восточной Цзинь  и Японией. В 377 году новая неудачная попытка захватить город Пхеньян.

    В Пэкче  сильно было влияние Восточной Цзинь. В государстве произошло развитие ремесел; изделия гончаров, ткачей и оружейников  из Пэкче  стали распространяться, как в Китае, так и Японии.

    342 - 372 г н.э.

     При дворе правителя. Китай. (Лаковая миниатюра.)  Эрмитаж. фото Лимарева. В.Н.

    Правление императоров династии  Цзинь.

    После краткосрочного правления императора Кан-ди (342-344), власть в Восточной Цзинь перешла его сыну Му-ди.

    В царствование Му-ди (правил 344—361) произошло быстрое возвышение клана Хуань, который сделался значительно сильнее дома Ван, чиновников из окружения императора. В 361 г., после смерти Му-ди, глава Хуаней -  Хуань Вэнь, попытался завладеть престолом. Другие аристократические роды поддержали династию Цзинь, и замыслы Хуань Вэня не осуществились. Император чиновники возвели на престол Ай-ди сына  правившего 326-342 годах императора Чэн-ди, а затем, после смерти Ай-ди (361-365) его брата Фэй-ди (365-372).

    372 г н.э.

    Военный переворот в Восточной Цзинь.

    Военные недовольные правлением императорам Фэй ди (365-372) совершили государственный переворот и возвели на престол престарелого сына первого императора Восточной Цзинь Юань-ди, принявшего имя   император Цзянь Вэнь ди, старик в том же году умер. После смерти престол перешел его сыну Цзянь Вэнь ди, получившему имя император Сяо У ди.

    372 – 396 г н.э.

    Правление императора Сяо-У-ди.

    При императоре Сяо-у-ди власть находилась в руках родственника императора Сыма Дао-цзы и его сына Юань-сяна. Время их правления отмечено беззаконными казнями и репрессиями, что  подорвало авторитет династии и дало повод к смутам.

     372-375 г н.э.

     Будда (Китайский листок из Малайзии.)

    Распространение буддизма в государстве Когурё.

    В  корейское государство Когурё из Китая прибыл  буддийский монах Сундо, который привез изображение Будды и религиозную литературу. В Когурё началось распространение буддизма.  Первые  два  буддийских монастыря  были построены в 375 году, это Чхомун и Ибуллан.

    373 г н.э.

    В корейском государстве Когурё обнародован свод законы.

    Свод законов «Юллён» создан  в соответствии с конфуцианскими принципами.

    375 г н.э.

    Тибето-тангутский правитель царства  Цинь-Цинь преследует даосцев.

    Правитель царства Цинь-Цинь (Ранняя Цинь) Фу Цзяня II был ревностным буддистом, хотя он декларировал изначально уважение к обычаям всех народов в его государстве, но при благосклонном отношении к конфуцианцам, он запретил  указом 375 года под страхом смерти вероисповедание даосизма, для начала казнил хранителя своего архива, читавшего даосские книги.

    Китайский полководец. Кит. скульптура. Гонконг.  Фото Лимарева В.Н.

    383 г н.э.

    Поход северокитайского царства Ранняя Цинь против  Восточной Цзинь.

    Покорив весь Север Китая, тибето-тангуты решили распространить свое влияние на Южный Китай. Правители Ранней  Цинь  Фу Цзянь II мобилизовали для похода на Южный Китай  огромную армию (900 тыс. чел), большая часть которой была китайскими крестьянами.  Правитель Восточной Цзинь  Сяо-У-ди смог противопоставит захватчикам армию в 80 тыс. человек. Наступление тибето-тангуты предприняли на всем протяжении  реки Янцзы, отделяющей два царства. Сил для того чтобы обеспечить оборону по всей линии границы у Сяо-У-ди не было. Решающая битва произошла у реки Фэйшуй, где войны из Южного Китая атаковали основные силы  тибето-тангун, и 250 тысячная армия вдруг обратилась в бегство. Войны императора Сяо-У-ди упорно преследовали врага и нанесли ему большой урон. Грандиозный и широко задуманный поход окончился для тибето-тангут  катастрофой, что фактически привело к гибели  царство Ранняя Цинь и в противоборстве «варваров»  на Севере Китая стали возникать новые государства.

    392-395 г н.э.

    Война между корейскими государствами Когурё и Пэкче.

    Незатухающий конфликт между государствами Когурё и Пэкче в конце 4 века вспыхнул с новой силой. В результате наступления войска Когурё  захватили несколько пограничных крепостей, но при успешном  контрнаступлении  Пэкче разбила армию Когурё в 395 году.

    396-397 г н.э.

    Военный мятеж в Восточном Цзинь.

    В 396 году был задушен своей женой  император Сяо У – ди (372 – 396), придворные возвели на престол  его сына Сыма И – дэ, ставшего императором под именем Ань – ди (396-419). Против императорской власти поднял мятеж военных под предводительством  Ван Гуна, мятеж был подавлен, Ань-ди утвердился император.

     Диалог.(Китайская живопись.)

    398 г н.э.

    Даосское восстание  в Восточном Цзинь.

    В Восточном Цзинь  вспыхнуло крестьянское восстание, руководимое Сунь Таем последователем учения «пяти мер риса», т.е. даосизма. После гибели Сунь Тая в 398 г. повстанцев возглавил его племянник Сунь Энь, укрывавшийся некоторое время на прибрежных островах и потому названный официальной китайской историографией «пиратом».

    Конец 4 века.

    Буддизм становится государственной религией в государстве Пэкче.

    В 384 году  для проповеди буддизма  из Восточной Цзинь в корейское государство Пэкче  прибыл индийский монах Марананда, его с почетом принял ван Синню и поселил в своем дворце.  Ван Синню объявил буддизм государственной религией.  В 385 году был построен первый буддийский монастырь, где священнослужителями стали 10 корейских аристократов. Пропагандировать свое учение в Пэкче стали и даосские проповедники.


    Конец  4 века.

    Творчество поэта Тао Цянь (Тао Юаньмина)

    Сначала поэт Тао Цянь (365 - 427), был мелким земледельцем, затем чиновником. Затем вернулся к себе в деревню.

    В его стихах нравственные  раздумья о смысле жизни, призвании человека, прославление крестьянского труда (циклы "За вином", "Разные стихи" и др.).

    В пяти стихотворениях «Возвращайся  к садам и полям»  он говорит о  том, что уход их чиновников приближает к природе. Его героя  «бедные ученые», для которых нет ничего выше правды.

    Фрагмент из стихотворения Тао Цянь:

    То, что когда-то, как лотос весенний, цвело,

    Стало сегодня осенней коробкой семян...

    В китайской деревне. Рис. на вазе 18 века.  Китай. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

  • главная