Лимарев В.Н.
Краткая история китайской цивилизации Хань.
( факты без комментария)
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Обскурация фаза (Старость).
Второй период – «реорганизация».
(4 век н.э.).
Первая половина 4 века.
Государства Кореи.
После
распада Ханьской империи и последующего нашествия кочевников, на территории
Кореи стали образовываться самостоятельные государства. Управление в которых строилось в соответствии с
принципами управления государством в империи Хань. На основе конфуцианских канонов сложились государственно-правовые нормы.
Особенно сильны были позиции конфуцианцев в государстве Когурё со столицей в Пхеньяне,
занимавшем северную часть полуострова, где было значительное количество
китайцев. Кроме государства Когурё в середине 4 века на корейском полуострове
сформировались ещё два государства, это государство Пэкче в юго-западной части
полуострова и государство Силла в
юго-восточной части полуострова. В 4 веке юг корейского полуострова
оккупировали японцы и образовали «княжество» Мимана.
300-307 г н.э.
Междоусобица в
Поднебесной: «Война семи князей».
Жена
императора Цзя Наньфэн убила наследника
престола Сыма Юйя, сына императора от наложницы Се Цзю.
Сыма Лунь, командующий имперской стражей, убил императрицу
Цзя Наньфэн и уничтожил клан Цзя.
Сыма Лунь, отправил императора в ссылку и требовал подчинения себе всех удельных
князей.
Действия
Сыма Луня привели к восстанию князей против узурпатора власти. Сыма Лунь был убит, император был
возвращен на трон, но это не привело к миру, так как схватка между князьями
продолжилась. Война привела к разорению Поднебесной.
В
междоусобице победил князь Сыма Юн. Император Хуэй-ди
был отравлен, и в 307 году и на
трон был возведен его брат Сыма Чжи с
императорским именем Хуай-ди.
Власть
императора была слабой и не распространялась на всю империи Цзинь (Западную
Цзинь).
304 -310 г н.э.
Образование Северной Хань. Император Гао-цзу.
Кочевые
племена хунну во время смуты вторглись в пределы Китая. Правитель хунну Лю Юань, захватив часть
территории Китая, и объявил себя князем государства Хань. В
308 году Лю Юань провозгласил себя
императором под именем Гао-цзу. После
смерти императора Гао-цзы в 310
году императором стал его сын Лю Цун.
311-318 г н.э.
Хунну завоевывают Север
Китая.
В
311 году хунну захватили цзиньскую столицу Лоян и подвергли ее жестокому
разгрому. В 313 г. император Хуай-ди был убит. На престол взошел Минь-ди,
избравший своей столицей Чанъань. В 316 г. хунну взяли штурмом Чанъань.
Император Минь-ди сдался на милость победителей. В 317 г. после унижений он был
умерщвлен. В следующие годы конные войска западных и северных варваров широким
потоком хлынули в Северный Китай и подвергли его жестокому опустошению. Империя
Западная Цзинь прекратила существование. Весь север Поднебесной до реки Янцзы была завоевана кочевниками. В 318 г., после
смерти Лю Цуна, Северная Хань распалась. На завоеванных территориях стали
образовываться новые царства.
316 г н.э.
Восточная
Цзинь – государство на юге Китая.
После взятия хуннами столицы Западной Цзинь - Чанъань, остатки императорского двора бежали на юго-восток, где под руководством принца Ланъе-вана основали новую столицу Цзянькане (современный город Нанкин). Принц Ланъе-ван был провозглашен императором Юань-ди. При императоре Юань-ди (316-323) все главные должности в государстве занимали представители рода Ван. Власть императоров Восточной Цзинь на протяжении всех 104 лет ее существования не была прочной. При дворе постоянно плелись тайные заговоры; время от времени власть узурпировали влиятельные сановники, принадлежавшие к тому или иному могущественному клану.
323-326 г н.э.
Правление императора Мин-ди в Восточном
Цзинь.
Военачальник Ван Дуня стал претендовать на абсолютную власть в государстве. Император в качестве примирения предложил ему должность первого министра, но примирение не наступило, тогда император Мин-ди (323 - 326 г.) направил против Ван Дуня войска. Как раз в это время Ван заболел и умер. Его труп был выкопан и обезглавлен.
326 - 342 г н.э.
Правление императора Чэн-ди.
После смерти
императора Мин-ди
трон в Восточном Цзинь занял его сын Сыма Янь, ставший императором Чэн-ди. Ряд постановлений императора в
326-342 годах были направлены на улучшение управляемости государством и порядочности взимания налогов. Император Чэн-ди отказался от отработочной ренты и заменил её налогом
зерном. Во время правления императора Чэн-ди южные китайцы активно
противодействовали хуннам и смогли нанести им несколько поражений. После его смерти, императором стал его брат Кан-ди.
Середина 4 века.
Экономический подъем в Восточной Цзинь.
На юг Китая во время нашествия варваров на юг Китая переселилось большое количество беженцев с севера. Беженцы расселилось на пустующих землях в малозаселенных районах. Началось освоение крестьянами целинных земель с применением интенсивных методов земледелия, получили распространение усовершенствованные орудия труда, новые агротехнические приемы обработки земли, получило распространение орошение. К этому периоду отгостится сооружение дамб вдоль морского побережья. Прежде отсталый Южный Китай с обширными малозаселенными районами превратился густонаселенный край с обширными сельхозугодиями. Власти установили налог взимаемый зерном, который в конце 4 века взимался подушно.
Середина 4 века.
Борьба кочевых племен за обладанием Северным Китаем.
К середине 4 века на Севере Китая существовало гуннское царство Чжао, которое было завоевано в 351 году
сяньбийскими кочевниками, основавшим государство Цянь-янь, которое просуществовало
до нашествия в Северный Китай тибето-тангутов в 370 году. Тибето-тангуты образовали царство с названием Цинь-Цинь (Ранняя Цинь),
которое достигло своего могущества при правителе Фу
Цзяня II (357-385) объединившем весь
Северный Китай.
Середина 4 века.
Государство Пэкче - гегемон на Корейском полуострове.
В середине 4 века государство Пэкче стало сильным централизованным государством со столицей в городе Вире. При правителе Кынчхог был создан по примеру китайского военно-бюрократический административный аппарат. Сам себя Кынчхог называл ваном. В 369 году войска государства Пэкче нанесли сокрушительное поражения войскам государство Когурё, и Пэкче утвердились гегемоном на Корейском полуострове. В 371 году правитель Пэкче Кынчхог захватил часть исконно китайках земель, и сделал попытку захватить столице Когурё Пхеньян. В том же году правитель Кынчхог установил дружеские отношения с Восточной Цзинь и Японией. В 377 году новая неудачная попытка захватить город Пхеньян.
В Пэкче сильно было влияние Восточной Цзинь. В государстве произошло развитие ремесел; изделия гончаров, ткачей и оружейников из Пэкче стали распространяться, как в Китае, так и Японии.
342 - 372 г н.э.
Правление императоров династии Цзинь.
После краткосрочного правления
императора Кан-ди (342-344), власть в Восточной
Цзинь перешла его сыну Му-ди.
В царствование Му-ди (правил 344—361) произошло быстрое возвышение клана Хуань, который сделался значительно сильнее дома Ван, чиновников из окружения императора. В 361 г., после смерти Му-ди, глава Хуаней - Хуань Вэнь, попытался завладеть престолом. Другие аристократические роды поддержали династию Цзинь, и замыслы Хуань Вэня не осуществились. Император чиновники возвели на престол Ай-ди сына правившего 326-342 годах императора Чэн-ди, а затем, после смерти Ай-ди (361-365) его брата Фэй-ди (365-372).
372 г н.э.
Военный переворот в Восточной Цзинь.
Военные
недовольные правлением императорам Фэй – ди (365-372) совершили
государственный переворот и возвели на престол престарелого сына первого
императора Восточной Цзинь Юань-ди, принявшего имя император Цзянь Вэнь – ди, старик в том же году умер. После смерти престол
перешел его сыну Цзянь Вэнь – ди, получившему имя император Сяо У – ди.
372 – 396 г н.э.
Правление императора Сяо-У-ди.
При
императоре Сяо-у-ди власть находилась в руках родственника императора Сыма
Дао-цзы и его сына Юань-сяна. Время их правления отмечено беззаконными казнями
и репрессиями, что подорвало авторитет
династии и дало повод к смутам.
372-375 г н.э.
Распространение буддизма в государстве Когурё.
В корейское государство Когурё из Китая
прибыл буддийский монах Сундо, который
привез изображение Будды и религиозную литературу. В Когурё началось распространение
буддизма. Первые два
буддийских монастыря были построены
в 375 году, это Чхомун и Ибуллан.
373 г н.э.
В корейском государстве Когурё обнародован свод законы.
Свод законов «Юллён» создан в соответствии с конфуцианскими принципами.
375 г н.э.
Тибето-тангутский правитель царства Цинь-Цинь преследует даосцев.
Правитель
царства Цинь-Цинь (Ранняя Цинь) Фу Цзяня II был
ревностным буддистом, хотя он декларировал изначально уважение к обычаям всех
народов в его государстве, но при благосклонном отношении к конфуцианцам, он
запретил указом 375 года под страхом
смерти вероисповедание даосизма, для начала казнил хранителя своего архива,
читавшего даосские книги.
383 г н.э.
Поход северокитайского
царства Ранняя Цинь против Восточной Цзинь.
392-395 г н.э.
Незатухающий
конфликт между государствами Когурё и Пэкче в конце 4 века
вспыхнул с новой силой. В результате наступления войска Когурё захватили несколько пограничных крепостей, но
при успешном контрнаступлении Пэкче разбила армию Когурё в 395 году.
396-397 г н.э.
398 г н.э.
Даосское восстание в Восточном Цзинь.
В Восточном Цзинь вспыхнуло крестьянское
восстание, руководимое Сунь Таем последователем учения
«пяти мер риса», т.е. даосизма. После гибели Сунь Тая в 398 г. повстанцев
возглавил его племянник Сунь Энь, укрывавшийся некоторое время на прибрежных
островах и потому названный официальной китайской историографией «пиратом».
Конец 4 века.
Буддизм становится
государственной религией в государстве Пэкче.
В
384 году для проповеди буддизма из Восточной Цзинь в
корейское государство Пэкче прибыл
индийский монах Марананда, его с почетом принял ван Синню и поселил в своем
дворце. Ван Синню объявил буддизм
государственной религией. В 385 году был
построен первый буддийский монастырь, где священнослужителями стали 10
корейских аристократов. Пропагандировать свое учение в Пэкче стали и даосские
проповедники.
Конец
4 века.
Творчество поэта Тао Цянь (Тао Юаньмина)
Сначала
поэт Тао Цянь (365 - 427), был
мелким земледельцем, затем чиновником. Затем вернулся к себе в деревню.
В его стихах нравственные раздумья о смысле жизни, призвании человека,
прославление крестьянского труда (циклы "За вином", "Разные
стихи" и др.).
В пяти стихотворениях «Возвращайся к садам и полям» он говорит о
том, что уход их чиновников приближает к природе. Его героя «бедные ученые», для которых нет ничего выше
правды.
Фрагмент из стихотворения Тао Цянь:
То, что когда-то, как лотос весенний, цвело,
Стало сегодня осенней коробкой семян...
главная