Культ предков сформировался в Ханьскую эпоху. Книги писателя Лимарева В.Н.

С.А Токарев.

 

«Религии в истории народов мира».

Культ предков сформировался в Ханьскую эпоху.

Храм предка  (Предок рода ?). Индонезия. Фото Лимарева В.Н.

На формирование «культа предков» большое влияние оказало учение Конфуция.

Конфуций дал толчок   к дальнейшему развитию  сложившихся ещё в древности  семейно-родовым отношениям. Сам Конфуций повторял, что он  не создает нового учения, а только требует строгого соблюдения  древних законов и установлений.

Важнейшим из них почитание предков.  В древности  небольшие холмики – храмы  ставили у могил умерших и там приносили жертвы. Но уже при Ханьской династии сооружение храмов предков (мяо)  было подчинено строгим правилам, в зависимости от социального положения человека, точней семьи. Каждая семья имела свой родовой храм или молельню посвященную родоначальнику этого рода.

 Простолюдины вообще не могли строить мяо и должны приносить жертву своим предкам в своих жилищах. Чиновники могли строить по одному  мяо, вельможи три, князья пол пять, император мог иметь семь мяо.

Жертвоприношение и моление  в этих храмах исполнялось или главой семьи, или старшинами родов.

По приданию, первоначально в храме помещали куклу или статую умершего.  В Ханьскую эпоху кукла делали из длинного полотна белой шелковой ткани, свернутого так, что он напоминал человеческую фигуру. В последствие изображение предка было заменено табличкой – чжу-  в виде черной деревянной дощечки, с надписью красными иероглифами.  Дощечки вошли в употребление только с 10 века н.э. в Сунскую эпоху.

Для того чтобы водворить душу умершего в табличку –чжу, прибегают к особым  обрядам.  Сразу после похорон  особый песец делал надпись на табличке, все члены семьи становились на колени, и читается такое призвание: «… такого-то года, месяца и дня осиротелый сын такой-то осмелился  обратиться к родителю своему со следующими словами: тело твое предано погребению, но да возвратится дух твой  в домашний храм; табличка для духа приготовлена, да оставит почтенная душа твоя старое обиталище (тело), да последует в новое (мяо) и прибудет в нем неотложно. После ряда дальнейших обрядов, растягивающихся на несколько лет, чжу с душой умершего окончательно водворяется в храм. Таблички чжу хранятся в особых шкафчиках на длинном столе у северной стены храма против входа, во время обрядов и жертвоприношений  вынимаются оттуда, ставятся на стол и перед ними расставляются  жертвы – кушанья, напитки, К духам предков обращаются  по поводу любых событий в семье, а так же в праздники.

Государственный же культ Китая  был обращен к предкам императора.

Конфуций писал:

«Если государю следует принять важное решение, он должен отправится сперва в храм своих предков, чтобы уведомить их о том, что он хочет делать, чтобы прибегнуть к гаданиям и посмотреть, благоприятны ли небесные знамения; ели все предвещает благоприятный исход дела, государь смело может принимать решение.

  • С любовью к своим предкам.

  • Жервоприношение в Храме предка. Индонезия. Фото Лимарева В.Н.

  • главная