С.А Токарев.
«Религии в истории народов мира».
Культ предков сформировался в
Ханьскую эпоху.
На формирование
«культа предков» большое влияние оказало учение Конфуция.
Конфуций дал
толчок к дальнейшему развитию сложившихся ещё в древности семейно-родовым отношениям. Сам Конфуций повторял,
что он не создает нового учения, а
только требует строгого соблюдения древних законов и установлений.
Важнейшим из
них почитание предков. В древности небольшие холмики – храмы ставили у могил умерших и там приносили жертвы.
Но уже при Ханьской династии сооружение храмов предков (мяо) было подчинено строгим правилам, в
зависимости от социального положения человека, точней семьи. Каждая семья имела
свой родовой храм или молельню посвященную родоначальнику этого рода.
Простолюдины вообще не могли строить мяо и
должны приносить жертву своим предкам в своих жилищах. Чиновники могли строить
по одному мяо, вельможи три, князья пол
пять, император мог иметь семь мяо.
Жертвоприношение
и моление в этих храмах исполнялось или
главой семьи, или старшинами родов.
По приданию,
первоначально в храме помещали куклу или статую умершего. В Ханьскую эпоху кукла делали из длинного полотна
белой шелковой ткани, свернутого так, что он напоминал человеческую фигуру. В
последствие изображение предка было заменено табличкой – чжу- в виде черной деревянной дощечки, с надписью красными
иероглифами. Дощечки вошли в употребление
только с 10 века н.э. в Сунскую эпоху.
Для того
чтобы водворить душу умершего в табличку –чжу, прибегают к особым обрядам.
Сразу после похорон особый песец
делал надпись на табличке, все члены семьи становились на колени, и читается такое
призвание: «… такого-то года, месяца и дня осиротелый сын такой-то осмелился обратиться к родителю своему со следующими
словами: тело твое предано погребению, но да возвратится дух твой в домашний храм; табличка для духа
приготовлена, да оставит почтенная душа твоя старое обиталище (тело), да
последует в новое (мяо) и прибудет в нем неотложно. После ряда дальнейших
обрядов, растягивающихся на несколько лет, чжу с душой умершего окончательно водворяется
в храм. Таблички чжу хранятся в особых шкафчиках на длинном столе у северной
стены храма против входа, во время обрядов и жертвоприношений вынимаются оттуда, ставятся на стол и перед
ними расставляются жертвы – кушанья,
напитки, К духам предков обращаются по
поводу любых событий в семье, а так же в праздники.
Государственный
же культ Китая был обращен к предкам императора.
Конфуций
писал:
«Если государю
следует принять важное решение, он должен отправится сперва в храм своих
предков, чтобы уведомить их о том, что он хочет делать, чтобы прибегнуть к
гаданиям и посмотреть, благоприятны ли небесные знамения; ели все предвещает
благоприятный исход дела, государь смело может принимать решение.
С любовью к своим предкам.
главная