Лимарев В.Н.
Краткая
история китайской цивилизации Чжоу.
( факты без комментария)
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Фаза Подъем. (Молодость)
Первый период: генераторы идей (12 век до н.э.)
12 в до н.э.
Сыны Неба жил в Великом (Небесном) Городе Шан.
В Великом Городе Шан (Аньян), который был центром Поднебесной, жил сын
Неба. Он был главой избранного Небом племени шан (инь).
Племена
в Поднебесной объединяла не столько жесткая верховная власть, опирающаяся на
силу, сколь вера в то, что ими управляет Небо через своего Сына и его род. Главы родов регулярно преподносили Сыну Неба,
подарки по определенному ритуалу, фактически это был налог или дань.
В
государстве Шан было разработана религиозная система, цель которой подержание
авторитета Сына Неба, подтверждения его божественной сущности.
Это
были ритуальные приемы подданных, ритуал получения подарков и совместные трапезы. В ритуальных
трапезах закалывали до 300-400 быков, участвовало все племя шан и возможно и
представители подвластных племен. Сын
Неба при этом выступал как благодетель, дарующий народу пищу. В ритуале
правитель, вероятно, участвовал сам в раздаче пищи. Для этих ритуалов шансы
изобрели большое количество специальных сосудов, выполненных из бронзы с
большим мастерством. Во время трапез употреблялись алкогольные напитки и, возможно, наркотически.
Были
ритуалы с человеческими жертвоприношениями. Любитель
человеческой крови Сын Неба приносил в жертву в основном военнопленных и тех,
кто ослушался воле правителя. Существовали
различные способы принесения в жертву: отрубали голову, топили или сжигали на костре…, приносили
одновременно в жертву несколько сотен людей. Если какое-либо племя отказывало в
подарках Сыну Неба, организовывались карательные экспедиции.
Прежде
чем предпринять какой-либо шаг, правитель через гадателей узнавал волю Неба.
Гадатели гадали по трещинам на панцирях черепах, куда иероглифами наносили
гадательную надпись. В гробницах шанских
царей (ванов) обнаружено большое количество панцирей черепах с гадательной надписью.
Похороны
шанских царей так же были сложным ритуалом с захоронение в могилах приближенных
царя и принесение в жертву рабов - военнопленных.
Начало 12 в. до н.э.
Племя чжоу завоевывает
территорию Ци.
На рубеже 13-12 века до н.э. племя чжоу, которое обитало на западе Китая, переместилось в восточные районы к берегу
Желтого моря, там, где современная провинция Шаньси и Хебэй и стало заниматься
земледелием в районе реки Вэй. Занималось
это племя и разведением свиней. Разведением свиней и земледелием занимались не сами джоусцы, а покоренные ими народы. На
территории Ци получили развитие металлургия,
ткачество. Племя чжоу в начале 12 века признавала гегемонию Шан и выплачивала
дань.
12 в до н.э.
Ван (царь) – не Сын Неба,
а правитель наделенный Небом властью.
В 12 веке среди элиты шанского общества стала
распространяться философская доктрина о том, что Верховный правитель (ван) не является Сыном
Неба, а человеком наделенным властью над
миром. Небо выдает вану мандат на
управление Поднебесной и если правитель плохо управляет вверенными ему
народами, то Небо лишает его мандата. Для того чтобы Небо не лишила правом
управлять подданными правитель должен заботится о народе. Правителя по-прежнему называли Сыном Неба, но
смысл вкладывался в это иной, Небо как бы усыновляло
правителя.
12 в до н.э.
Завоевательная политика Вэнь Дина.
В правление
правителя племени чжоу Вэнь Дина, правившего по одному из источников 1194- 1191 до н.э., племя расширило
свои территории за счет покорения народов на северо-западе. Были покорено племя
янь-цзин и другие мелкие племена. При этом джоусцы в знак уважения преподносились подарки Сыну Неба. Правитель Тан (сын Неба) присвоил вождю племени чжоу и его сыну титул "чжоуского хоу". Расширение
территории занимаемой племенем чжоу происходило и при последующих чжоуских правителях, весь
12 век. Во время завоевания джоуские правители требовали от своих воинов не трогать местное население, если оно принимает их власть: "пусть работают и платят нам дань".
главная