Краткая история китайской цивилизации Тан. (701- 750 г н.э.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Сорок цивилизаций.
  •  

    Краткая история китайской цивилизации Тан.

    ( факты без комментария)

    (Этническая история в хронологическом порядке.)

     

    Акматическая фаза. (Зрелость).

    Четвертый период – «гегемония».

    Часть1. Философско-революционный цикл  (701- 750 г н.э.)

    Играющие дети. Китайская ширма 18 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

  • Гегемония. (8 век от начала этнич. истории)
  • Средняя Азия в первой половине 8 века.(карта)
  • Китай в раннем средневековье. (карта)
  • Северный маршрут Великого шелкового пути (7-8 век). (карта)
  • Карта империи Тан. Около 750 года.
  • Золотой век китайской поэзии. Поэты: Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй...

  • 699-712 г н.э.

    Китайская императрица У

    Кризис императорской власти в  империи Тан.

    Престарелая императрица (император) У Ху (род. в 624 году)  в 699 году озвучила имя его приемника; она указала на безвольного своего сына  Чжун-цзун, и в старости приблизила к себе любовников-фаворитов, которые имели большой вес в государстве.

    Китайская семья. Кит. худ.

    Придворные ждали смерти  старой и больной императрицы, чтобы император Чжун-цзун мог стать императором.

    Но дряхлая императрица  всё начало 8 века цеплялась за жизнь и за власть и остатки жизни посвятила борьбе с окружением озабоченным её старческим слабоумием и пассивностью при управлении государством.

    В 705 году здравье её ещё больше ухудшилось, и придворные решились на переворот.  Они ворвались в покои императрицы, схватили её фаворитов и умертвили их, а императором объявили Чжун-цзун.

    Старая императрица встала с кровати, назвала совершивших переворот «кучкой глупых и неблагодарных предателей», повернулась к ним спиной и опять легла на кровать. Отрекшуюся от власти императрицу отправили умирать  в загородное поместье.

    Император Чжун-цзун, был марионеткой в руках своей жены Вэй-хоу.

    До 710 года лет управление государством фактически находилась в руках женщин  «распутной» императрицы  Вэй-хоу и ее дочери Ан-ло. Во дворце стала процветать  организованная ими коррупция.

    Был организован заговор, во главе которого были родственники  отстраненного от власти  в 690 году Жуй-цзуну (дочь и сын).

    Заговорщиками  в 710 году был отравлен  император  Чжун-цзун,  его жена и дочь были убиты.

    Императором был объявлен престарелый Жуй-цзуну. Между  его детьми: царевной  Тай-пин и её братом Ли Лун-цзы развернулась борьба за власть, в которой победу одержал  Ли Лун-цзы (родился в 685 году),  который, после попытки его отравить,  приказал казнить сторонников сестры, саму царевну Тан-пин принудили к  самоубийству.

    В 713 году Ли Лун-цзы  был объявлен императором  с посмертным именем  Сюань-цзун, который известен как Мин-хуан, «Бриллиантовый император».

    Женщины за работой . Кит. картина.

    После приходы к власти новый император полностью обновил свой административный аппарат и энергично приступил  к ликвидации  последствий кризиса вызванного слабостью императорской власти в начале 8 века.

     

    Начало 8 века.

    Буддизм в Японии.

    Флейтист. Японская живопись в буддийском монастыре 8 века.

    Буддизм при поддержке властей глубоко пустил корни в Японии. Буддизм познакомил японцев с культурой, Китая, Индии… Буддизм стал выступать в качестве японской религии – рёбусинто.

    Проникновение буддизма дало толчок к развитию японского искусства в виде скульптур, живописи и изделий художественного ремесла, литературы и театра.

    Произведения буддийского искусства  создавались в Японии повсеместно.

     В 728 году в Монастыре Тодайзи была установлена статуя Будды высотой 16 метров. 

    В 710 году был создан литературный памятник  –«Кодзики,  720 году -   «Нихонги», в которых  были записаны древние мифы, старинные сказания, исторические придания, древняя поэзия.

    Башня для наблюдения за небом. Корея. 7 век.

     

    Начало 8 века.

    Буддизм в Силле (Корея)

    Тесные связи были между Силлой и Империей Тан.  Многие дети из семей аристократов получали образование в Китае и привозили оттуда книги и произведения искусства.

    Буддийские монахи получали в китайских монастырях богословское образование.

     Соединение буддизма и даосизма с местными верованиями привело к всплеску  развития искусства: живописи и художественных ремесел.

    Особое развитие получили изделия из драгоценных металлов, керамики и самоцветов.

    Корея продавала в Китай лечебный женьшень и тюленьи шкуры…, а из Китая  ввозила ткани, бумагу …

    700-710 г н.э.

    Война китайцев с тибетцами.

    В 700 г. тибетцы атакуют Лянчжоу, в 701 г. повторяют это нападение в союзе с тюрками. В 703 году новое нападение на китайцев со стороны тибетцев.

    Потерпев неудачи в войне с Китаем, тибетский правитель (цэнпо) Дуйсон направляет посольство к танскому двору для переговоров о мире, где просит в жены танскую принцессу. В мире заинтересованы две стороны. Не стабильность в Китае  и не стабильности в Тибете, где произошло несколько восстаний против власти на подконтрольных Тибету территориях. Переговоры 706 г. дают результаты. Был составлен проект, по которому разграничивались два государства — Тан и Тибет. В следующем, 707 г. заключается договор  о мире и установлении родственных отношений. В 710 г. в Тибет была отправлена принцесса Цзинь-чэн в жены тибетскому правителю.

    Танский двор поставил перед принцессой одну задачу — приостановить нашествия тибетской конницы на Китай.

     

    701-712 г н.э.

    Война китайцев с тюрками и татабами.

    Слабость императорской власти в Китае активизировал военные действии против империи у тюрок.

    На северо-востоке начались военные действия с кочевым племенем татабов  (восточные соседи тюрок, подчинялись тюркам).

    Китайские власти энергично ищут мира. Ведутся переговоры о мире с Тарским каганатом.

    С тюрками удалось заключить перемирие в 703 году, которое продолжалось до 706 года. Все время перемирия китайцы путем интриг и подкупов  пытали внести раздор в кочевые племена.

    В 706 году тюрки ворвались в Северный Китай, наголо разбили регулярную армию, погибло 10 тыс. китайцев,  и угнали табун армейских лошадей.

    В  708, 709 году… тюрки так же совершили набеги на Китай.

    Тюркский всадник на охоте.

    В 712 году  стотысячная китайская армия напала на татабов и потерпела сокрушительное поражение, потеряв десятки тысяч убитыми. Два китайских генерала сдались в плен и были казнены по приказу тюркского хана.

     

    Буддийская пагода 7 века в Японии.

    710 г н.э.

    Город Нара – столица Японии.

    В 710 году, по образцу китайского города Чаньань, была построена столица Японии  город Нара.

     

    713-756  г н.э.

    Тайская империя при императоре Сюань-цзун (Мин-хуан).

    Китайский император Сюань-цзун.

    Правление императора Сюань-цзуна являлось временем расцвета Танской империи.

    Сразу после прихода к власти император приступил к проведению реформ в империи.  Завершил реформы созданный министром Ли Линь-фу «Свод законов Танской империи».

    В своде законов была в первую очередь отражена социальная организация  Танской империи. Основным сословием считались «служивые чины» (военные и гражданские)  и «добрый народ» - крестьяне. Рабы, которые остались в государственных учреждениях  и на горных разработках  именовались «подлый народ». Знать, носившая наследственные титулы, составляла особую сословную группу.

    Чиновников для государственной службы готовили в училищах, которые были в каждой области, округе уезде. В столице  Чанъань (Сиань) были три высших училища, предназначенные для детей знати и чиновников.

    В стране действовала система наместничества, наместники  должны были удерживать все присоединившиеся народы  в повиновении и взимать с них дань, следить за безопасностью  дорог и брать с торговцев пошлинную  Наместники не вмешивались во внутренне управление  этих племен  и народов, и оно находилось в том виде, в каком находилось до завоевания.

    В государстве расцвела торговля внутренняя и внешняя.  Появились крупные торговые дома, которые обслуживали купцов, закупали для них товары.

    В торговле большое значение имел  Великий канал соединяющий бассейны рек Вэйхэ, Хуанхэ и Янцзы.

    Внешняя торговля власть с различными  странами Юго-восточной Азии и Индонезией, а так же Средней Азией  и далее по Великому Шелковому пути с  персами и  арабами и с Византией.

    Китай ввозил слоновую кость, пряности, лекарственные растения, некоторые металлы, а вывозил шелк, бумагу, фарфор.

    Ремесленники и торговый люд в городах создавали свои собственные организации, которые объединяли ремесленников одной специальности. С развитием торговли  появился прообраз бумажных денег, так называемые «крылатые деньги»  - векселя и закладные.  Купцы передавали деньги в казенные учреждения и  налегке ехали торговать по стране. При предъявлении  определенного документа в государственных учреждениях им выдавались деньги.

    Государство и чая, добычи железа, олова, меди, серебра,  в виде различных торговых пошлин и сборов,  получало доходы от продажи соли.

    При императоре Сюань-цзун в Китае было изобретено книгопечатанье.

     

    Китайский император принимает экзамены у чиновников. (кит. картина)

    713-756  г н.э.

    Император Сюань-цзун.

    Император Сюань-цзун был ученым и поэтом, и при его управлении империя процветала, так как строго выполнял обязанности монарха.

    Им принимались меры по ограничению роскоши и расходов двора. В каждом селе организовывались школы. Была реорганизована программа экзаменов и были введены предметы, имеющие прямую связь с текущей действительностью.

    Трапиза китайского императора. Средневековая живопись. Из коллекции Запретного города. Пекин.

    Императором была создана профессиональная армия (где преимущественно были кочевники), которая базировалась на границе.

    Дипломатические и военные его успехи удерживали на почтительном расстоянии арабов, тюрков, государства Центральной Азии, тибетцев, вьетнамцев, киданей...

    Сюань-цзун был покровителем искусств. При его дворе жили и творили великие поэты  династии Тан: Ли Бо и Вай Вэй… и творили художники. При нем появились первые рассказы, романы и репортажи о каких-то событиях.

    Лично император Сюань-цзун выпустил комментарии  к классическим даосским памятникам.

    Даоссцы имели большое влияние при императорском дворе.

    Империя управлялась весьма компетентными чиновниками, под чьим контролем находились фактически все стороны китайского общества. Это был период, когда в стране царил мир и процветание, который привел к значительному росту населения. Тан была самой густонаселенной страной в мире.

    В 726 году численность населения, согласно переписи,  составляла 41 419 712 человек.

    Но в возрасте 54 лет  (739 год) император увлекся  красавицей Ян Гуйфэй, и праздность во дворце стала появляться все чаще.

    «Душа императора теперь в большей степени проявляла заботу о том, чтобы развлечь и каким-то образом изумить Ян Гуйфэй, чем о том, чтобы управлять империей.  Ян Гуйфэй скоро стала единственной заботой Сына Неба» и её капризы выполнялись. При дворе вес приобрели родственники красавицы.

    Пограничная армия в Манчжурии, под руководством полководца Ань Люшания,  подняла мятеж в 755 году, требуя смерти Ян Гуйфэй, а также  её брата и сестер.

    Император выдал солдатам первого министра, брата Гуй-фей, но они не успокоились и требовали Ян Гуйфэй. Взбунтовавшиеся отрубили головы приближенным к царю сановникам и продолжали требовать расправы над Гуй-фей. Император выдал бунтовщикам свою любимую. Ян Гуй-фей подвели к буддийскому алтарю, где начальник евнухов удавил её тонким шёлковым шнурком: потом её тело вынесли во двор и показали солдатам.

    После этого император в возрасте 71 год отрекся от власти в пользу сына Ли Хэна (Суцзун). Отрекшийся от власти император укрылся в непреступном горном замке в Сычуане, где проводил время «в болезнях и оцепенении». После подавления восстания в 757 году император Суцзун вернул своего отца в столицу и передал ему власть и престол. Император Сюаньцзун стал наводить порядок. В китайскую политику вернулись прежние придворные интриги. Жертвами старческого гнева Сюаньцзуна становились как подлинные изменники, так и мнимые, включая трёх сыновей. «Всех убивал, один лишь жить хотел», — отмечает современник. И восстание вспыхнуло с новой силой, и было продавлено только после смерти императора в 762 году.

     

    Бурлаки. Кит. живопись

    713-716  г н.э.

    Война за господство в Средней Азии.

    В 713 году тибетцы вторглись в Среднюю Азию (Западный край), где заключили договор с арабами для совместной борьбы с Китаем.

    В 714 году тибетцы совершила рейд по территории Китая, одновременно на Западе действуя заодно с арабами, были подвержены нападению китайские владения. Тибетцы помогли арабскому полководцу Кутейбу ибн Муслиму захватить Фергану. Правитель Ферганы бежал ко двору Тан. Гибель Кутейбы и рейд китайских войск на Фергану вернули китайцам власть над Ферганой.

    После этого поражения тибетский правитель цэнпо Меагцома в 716 году предпринял попытку заключить мир с Китаем.

     

    720-722 г н.э.

    Тюрки наносят поражение китайцам, и предлагает Китаю мир.

    Тюрская знать. Рис. в книге Л.Н. Гумилева.

    На северных границах Китая, где существовало неустойчивое государство Тюркский каганат, в котором постоянно шла  борьба за власть и межплеменные разборки. Китай постоянно вымешивался в межплеменные отношения,  часть кочевников находилось на службе Китая. Некоторые народы кидани, татабы, басмалы, считались подданными китайскими империи.  Тюрки пытались установить свою власть над всеми кочевыми племенами, но наступление на западе арабов принуждала их искать мир с Китаем.

    В 720 году Китай организовал против тюрок коалицию, в которую привлек племена басмалов. Был организован поход против Тюркского каганата, для этих целей была мобилизована 300 тысячная армия, в которой  были отряды киданией, татабов и басманов. Тюрки встретили императорские войска в сильный мороз, китайские лучники обморозили себе руки при  натягивании тетивы и были переколоты тюркскими всадниками. Разгром был полный и все мятежные племена, выступившие с китайцами против тюрок, признали власть тюркского хана Бильге-хана, те, кто не согласился склонить голову перед тюрками, были перерезаны.

    В этих условиях Бильге-хан в 722 году пошел на переговоры с китайцами, потребовал себе жену китайскую принцессу, на что получил отказ, так как империя не хотела юридического признания Каганата. Но мир был установлен  фактически, и поддерживался  с 722 по 741 год.

     

    724-730  г н.э.

    Война между Китаем и Тибетом и заключение мира.

    В 724 году начались активные военные действия между Китаем и Тибетом.
    В 726 г. тибетцы нападают на Ганьчжоу. Отходящие оттуда тибетские войска в районе оз. Кукунор внезапно атакуют китайские отряды генерала Ван Цзюнь-чу,  тибетцы терпят поражение. Стояли в февраль 727 г., были сильные морозы, и много тибетцев, особенно раненых и больных, замерзли. Ван сжег траву, и тибетские кони падали от бескормицы.

    Осенью следующего, 728 г. произошли новые столкновения — тибетцы снова напали на Ганьчжоу, а китайцы опять подкараулили их у Кукунора и разбили.

    В апреле 729 г. тибетцы терпят еще одно поражение от китайцев, но затем берут реванш, нанеся серьезный урон китайским войскам.

    В 730 г. был заключен мир, в чем большую роль сыграли принцесса Цзинь-чэн, отправленная в Тибет в 710 году.

     

    Ремесленики. Кит. рисунок.

    731  г н.э.

    Набеги японцев на  Корейский полуостров.

    Между Японией и Силой в 8 веке отношения  не были дружественными, причиной тому, что японцы совершали грабительские рейды на Корейский  полуостров. В 731 году корейцам пришлось отражать нападения 300 японских судов.

    20-50 годы 8 века.

    Поэты и художники: Вай Вэй (701-761)  и Ли Бо (701-762).

    Ван Вэй (701-761)  воспитывался до 12-ти лет у  6-го патриарха школы чан-буддизма Хуэйнэна в буддийском монастыре. Юноша увлекся стихами и живописью.

    Журавли. Китайский орнамент.

    Герои произведений Ван Вэя - люди совершенной добродетели: мудрецы, верные войны, жены, поэты…

    Талантливый поэт сделал карьеру при дворе императора Сюань-цзун.  Поэт после смерти любимой жены в 732 г, когда ему было ок. 30-ти лет стал отшельником.

    Ван Вэй писал:

    Путь истины взыскаю в тишине.

    У гор Чжуннань живу один в пустыне.

    На склоне лет мир снизошел ко мне.

    И каждый раз, почуяв вдохновенье,

    Иду бродить один в глубинах гор.

    Ли Бо (701-762) - величайший поэт Китая.  Его детство и юность прошли в образованной семье из Сычуани. В 18 лет, пройдя положенный курс наук, он ушел из дома и поселился в горах Миньшань (близ Чэнду) у отшельника-даоса. Там провел несколько лет, причем интерес к даосизму сохранил на всю жизнь.

    Когда Ли Бо предложили должность чиновника, он отказался от нее и отправился странствовать (725-728). 27-ми лет поселился в провинции Хубэй, где женился. Но это не помешало его странствиям. Через 10 лет снова уехал на север - в Шаньси и Шаньдун, где нашел близких по духу поэтов и поселился с ними в горах Цзулай. Община называла себя: «Шестеро беспечных друзей из Бамбуковой долины". Они жили дружно и весело, проводя время за вином и стихотворными импровизациями. Здесь Ли Бо вступил в пору творческой зрелости и снова отправился бродяжничать.

    В 742 г. его пригласил сам император Сюань-цзун, который заявил себя поклонником поэта и дал ему придворную должность в своей академии Ханьлиньюань. Там он пробыл до 745 года, и из столицы отправился в новое странствие.

    Ли Бо писал:

    В горах Востока

    Не был я давно,

    Там розовых цветов

    Полным-полно.

    Луна вдали

    Плывет над облаками.

    В горах Китая. Средневековая живопись Китая

    737 – 754 г н.э.

    Китайско –тибетская война.

    В 737 году император Сюань-цзун начал войну с целью покорить Тибет, но столкнулся ожесточенным сопротивлением тибетского населения. Если в  войне на равнине китайцы часто побеждали, но осада крепостей давалась с трудом. Штурм горные крепостей защищаемых несколькими сотнями тибетцев, уносил жизни тысячам китайцев.

    Китайская армия увязла в Тибете.

    Тибетцы заключили союз с независимым княжеством Наньчжан, существовавшим на юге Китая  и китайская армия была в 754 году разбита наголову.  Китаю пришлось отказаться от дальнейшей военной экспансии в Тибет.

     

    738 – 756 г н.э.

    Образование независимого княжества Наньчжао.

    На юге Китая существовал народ, называвший себя бай (аолай, айпао), предки народов тай (Таиланд) и лао (Лаос).  В 738 году этот народ восстал против имперского Китая. Восставшие объявили о создании независимого княжества Наньчжао.

    Китайский император Сюань-цзун послал войска для усмирения восставших, но все племена объединившись, встретили китайскую армию,  и нанесли ей поражение в 751 году.  Шестидесятитысячная китайская  армия была истреблена в битве у озера Сиэр. Царь Наньчжан, Голофон, ожидая прихода новой китайской армии, обратился за помощью к Тибету. Новая китайская армия прибыла в Наньчжао в 754 году, где была встречена объеденными войсками тибетцев и народа бай (аолай, айпао) и  была разбита наголову. Наньчжао сохранил свою независимость.

    Благодаря победе княжество расширило свою территорию, захватив земли в современной провинции Сычуань.

     

    734-744  г н.э.

    Гибель Тюркского каганата.

    Голова тюрского принца Кюль-тегина.

    Хан Тюркского каганата Бильге-хан Богю смог усмирить кочевые племена  севернее Китая и стабилизировал отношения  с Китаем. 

    После отравления Бильге-хан Богю в 734 году знать возвела на престол его старшего сына Ижаня под именем Йоллыг-тегин. Продолжил политическую линию отца на подавления своеволия удельных ханов и поддержание добрососедских отношений с империей Тан.

    В 739 Йоллыг-тегин скоропостижно скончался. На престол возвели его брата   Бигель Кутлуг-хана, который был не готов для самостоятельного правления, поэтому в реальности правила его мать По-бег, которая не смогла удерживать контроль в Тюркском каганате и доверила управление в каганате своему фавориту, что вызвало недовольство среди аристократии. Ханша решила жестко навести порядок, что привело к гражданской войне.

    Как пишет Л.Н. Гумилев: «…кровь потекла по степной траве».

    Победителем в борьбе вышел Ябгу Кут (Гуду Шеху) не имеющий права на престол и не получивший признания  среди кочевников.

    В Тюркском каганате начался хаос.

    Уйгуры находились под властью тюрок 50лет ( с 688 по 741).

    В 742 году вождем уйгур стал Моянчура, который начал борьбу против тюрок. Восстание уйгуров поддержали басмалы и карлуки.

     Уйгуры напали на Ябгу Кута и убили его. Уцелевшие войска, преследуемые уйгурами, ушли за пустыню Гоби.

    Союзники (уйгуры, карлуки, басмалы) разделили владения Тюркского каганата.

    Возник конфликт между басманами и уйгурами.

    Уйгуры вскоре напали на  своих союзников басмалов и подчинили их. 

    Во время этой борьбы между басмалами и уйгурами попытались взять реванш тюрки, но в  междоусобицу вмещалась империя Тан. Имперские войска разгромили  11 тюркских родов. Тюрки были окончательно разбиты.

    Вождь уйгуров Пэйло признал себя вассалом Империи Тан.

    Л.Н Гумилев  пишет:

     «Тюрок ловли и убивали повсюду, как волков, чтобы их и знамя с золотой волчьей головой никогда не взвилось над степью.  Оставшихся в живых тюрок зачислили в китайские пограничные войска, и они избежали поголовного уничтожения, позже тюрки смешались с табгачами и ассимилировали в их среде. Разъяренные уйгуры, видя, что их враг ускользнул, срывали свою злобу на памятниках… Они сносили памятники с изображением тюркских богатырей. Цель была не допустить восстановление тюркского эля, и они добились своего: от древних тюрок осталось только имя».

    Изделия тюрок Алтая. Подборка Л.Н. Гумилева.

    742 г н.э.

    Военная реформа.

    Императорским указом была произведена реформа армии, она касалась пограничных войск. Было учреждено 10 пограничных округов. Кроме 10 округов  было учреждено 3 наблюдательных отряда. Все в пограничных округах было 490 тысяч  человек. Значительно возросли средства на содержание пограничных войск.


    750 г н.э.

    Образован Национальный Конфуцианский университет.

    В 750 г н.э. национальная конфуцианская школа в Силле, основанная в 682 году, была преобразована в Национальный Конфуцианский Университет. Обучение в нём проходили исключительно представители знати.

    На балконе. Китайкая ширма 18 века.

  • главная